Реинтеграция Донбасса: что предусматривает законопроект

Читати українською

Из-за нехватки голосов народные депутаты не смогли принять во вторник, 16 января во втором чтении президентский законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

После первого чтения в документ было внесено более 700 поправок но он все равно вызвал массу споров среди законодателей и экспертов. Что предусматривает проект закона, разбирались аналитики «Слова и Дела».

Прежде всего в новой редакции документа временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются территории, в пределах которых вооруженные формирования и оккупационная администрация страны-агрессора осуществляющих контроль. При этом Украина не признает временную оккупацию.

Также в документе отмечается, что Российская Федерация несет ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине, органам власти и местного самоуправления, физическим и юридическим лицам. А право собственности на имущество и другие вещественные права, которые находятся на временно оккупированных территориях - принадлежит Украине.

Лица, участвующие в вооруженной агрессии или привлеченные к оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного права.

Реинтеграция Донбасса: что выписали в законе и как изменятся полномочия президентаНа повестке дня ВР – законопроект о реинтеграции Донбасса. В БПП выдвинули свои требования, а в коалиции продолжаются дискуссии. Что зафиксировано в документе, рассказали эксперты.

Российская Федерация, как государство-оккупант, обязана обеспечить защиту прав населения и создать необходимые условия для его жизнедеятельности (согласно IV Гаагской конвенции от 18.10.1907, IV Женевской конвенции от 12.08.1949). А Украина не несет ответственности за незаконные действия и решения РФ.

Законопроектом предусмотрено увеличение полномочий президента Украины, командующего объединенных сил, и должностных лиц, привлеченных к «отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях». Так, среди прочего президент Украины уполномочен объявлять состояние войны и принимать решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии.

Что касается полномочий силовиков, предусмотренных новой редакция проекта, то уже после обработки документа в текст была внесена 10 статья, «дающая неограниченные права всем лицам, которые вовлечены в преодоление последствий российской агрессии». Об этом «Слову и Делу» сообщил народный депутат от фракции «Самопомичи», член комитета по нацбезопасности и обороны Тарас Пастух.

«Без всякого решения суда полицейский, военнослужащий или даже гражданский человек, приобщенный к центрам управления, может обыскивать и задерживать вас, беспрепятственно обыскивать ваш автомобиль, квартиру, предприятие, даже если оно расположено в 50 или 70 километров от линии соприкосновения», - отметил Пастух.

Силовики получают беспрецедентные полномочия:

  • Применять оружие и спецсредства к правонарушителям;

  • Проверять документы у граждан, задерживать их;

  • Осуществлять личный досмотр, а также досмотр вещей и транспортных средств;

  • Временно запрещать/ограничивать транспортное и пешеходное движение;

  • Проникать в жилые и др. помещения;

  • Использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам /предприятиям.

Если проект закона будет принят в новой редакции, то СБУ получит право на всей территории Украины прослушивать телефонные разговоры, проверять электронную почту, профили в соцсетях и др. с целью предупреждения террористических угроз и отпора вооруженной агрессии РФ. Для этого необходимо будет внести изменения в ст. 7 закона Украины «О контрразведывательной деятельности».

Отдельно эксперты обратили внимание на опасность размытых формулировок: «осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации», а также «районы боевых действий» и «зоны безопасности». Такие пространные определения позволят в дальнейшем писать под них любые подзаконные акты.

Достаточно расплывчатым также выглядит положение о том, что АТО может быть завершено из-за введения военного/чрезвычайного положения или с началом мероприятий по обеспечению нацбезопасности, отпора и сдерживания вооруженной агрессии РФ.

Подробнее – на инфографике.

Ранее Рефат Чубаров рассказал, что почти половина правок к законопроекту о реинтеграции Донбасса связана с Крымом. Также нардеп Береза назвал причину переноса принятия законопроекта.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: