Голодомор: культурная травма, памятная дата и политический инструмент

Читати українською
Александр Шульгадоктор социологических наук

Украине понадобилось три десятилетия, чтобы вернуть в публичную сферу тему Голодомора и осознать масштаб трагических событий, которые объединяет это название.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал доктор социологических наук Александр Шульга, анализируя трагические события 1932-1933 годов.

«Все это время возвращалось не только знание, что эти события имели место, но и соответствующая интерпретация их причин, последствий. В результате на сегодня, согласно опросу социологической группы «Рейтинг», 77% граждан уверены в том, что события 1932-33 годов были геноцидом украинцев. Противоположной точки зрения придерживаются всего 13% опрошенных», – констатировал социолог.

Эксперт напомнил, что в своем недавнем послании на памятных мероприятиях по поводу годовщины Голодомора президент назвал агрессию РФ на Донбассе продолжением политики Москвы 30-х годов прошлого века по уничтожению Украины.

Социологи определили, какая часть украинцев считают Голодомор геноцидомПримерно три четверти граждан Украины согласны с утверждением, что Голодомор 1932-1933 годов был геноцидом украинского народа.

Он подчеркнул, что в итоге данная тема уже является инструментом не только внутренней консолидации общества перед лицом российской угрозы, но и внешнеполитическим.

«Украинская дипломатия активно работает с американским Конгрессом, чтобы тот признал эти события к их 85-й годовщине геноцидом украинцев», – добавил Шульга.

Вместе с политическим и геополитическим аспектами темы Голодомора важно отметить еще два, уточнил специалист. По его словам, первый заключается в том, что Голодомор ныне не только памятная дата по миллионам погибшим и не только инструмент консолидации общества перед внешней угрозой.

«Это в целом одно из важных средств, которые используются в каждом обществе для выработки у его членов чувства сопринадлежности к некой общности. В нашем случае более популярно говорить о политической нации», – отметил социолог.

Трагичность и масштаб Голодомора, то, что он коснулся почти каждой семьи в Украине в те годы, будет и уже используется для построения коллективной и национальной идентичности. Иными словами, Голодомор реконструирован в качестве культурной травмы.

Второй аспект тесно связан с первым и заключается в том, что тема Голодомора идет в общем фарватере масштабного процесса декоммунизации в стране, пояснил Шульга.

По его убеждению, основа декоммунизации – приравнивание советского режима к коммунистическому, иными словами, к приведшему к огромным жертвам среди украинского народа.

«Одним из центральных эпизодов и доказательств преступности этого режима как раз и представлен Голодомор 1932-1933 годов. Все же современные адепты коммунистической и социалистической идеологии приравниваются истеблишментом к поклонникам схожих методов и решений. Это, кроме всего прочего, стало одной из причин глубокого кризиса левой идеологии в Украине, который она переживает на данный момент», – резюмиировал Александр Шульга.

Как сообщалось, в результате Голодомора 1932-1933 годов погибли 3 миллиона 943 тысячи украинцев.

Ранее социологи определили, сколько украинцев считают Голодомор геноцидом.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: