В последние несколько месяцев Украину потрясла серия терактов. Последним резонансным событием подобного рода стало покушение на народного депутата Игоря Мосийчука. По мнению экспертов, успешной профилактике террористических актов мешает разобщенность украинского общества, которое равнодушно относится к террористическим атакам. А это значит, что теракты в украинских городах будут продолжаться.
Вечером 25 октября в Киеве произошло резонансное преступление – покушение на народного депутата Игоря Мосийчука. Приняв участие в вечернем эфире на телеканале Espreso.TV, Игорь Мосийчук и политолог Виталий Бала вышли на улицу. В этот момент произошел подрыв неизвестного устройства, которое было размещено в припаркованном неподалеку мопеде.
Игорь Мосийчук и Виталий Бала получили ранения, причем жизнь депутату спас его персональный охранник Руслан Кушнир, успевший закрыть его своим телом. К сожалению, охранник погиб, а вместе с ним и случайный прохожий – бывший сотрудник правоохранительных органов Михаил Мормель.
Историю с Мосийчуком правоохранительные органы квалифицировали как теракт. К сожалению, это далеко не первое резонансное преступление такого рода. В сентябре этого года в автомобиле в самом центре Киева, в районе Бессарабки, был взорван бывший добробатовец, гражданин Грузии с чеченскими корнями Тимур Махаури.
Тремя месяцами ранее, в июне, взорвался автомобиль, в котором находился украинский военный разведчик, полковник Максим Шаповал, принимавший активное участие в защите Украины от российской военной агрессии. Офицер, сидевший за рулем, погиб на месте. Такая же участь постигла и полковника СБУ, контрразведчика Александра Хараберюша. Его джип взорвали 31 марта 2017 году в Мариуполе, а сам полковник, находившийся в машине, скончался от потери крови.
И, наконец, в июле прошлого года неизвестные личности взорвали автомобиль, которым управлял известный журналист Павел Шеремет. Этот инцидент также случился в центре Киева. Журналист погиб на месте, а убийц до сих пор не нашли.
Безусловно, украинские правоохранительные органы пытаются вести профилактику терроризма. «Только за три с половиной года СБУ и соответствующие подразделения Нацполиции Украины предупредили и не допустили более 300 терактов, часть из которых планировалась в местах массового скопления людей», – сообщил советник главы МВД Зорян Шкиряк.
Самой распространенной причиной всех терактов принято считать «российский след». Это совершенно неудивительно, если учесть, что именно с Россией у нас де-факто идет вооруженный конфликт. Однако член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрий Тымчук призывает не обвинять во всем российскую агентуру. «Такие аргументы не смягчают ответственность за бездеятельность спецслужб. Наоборот, вызывают вопросы. Если вы знаете, что это диверсанты, то почему они не обезврежены?», – заявил Тымчук в комментарии «Слову и Делу».
С другой стороны, по мнению эксперта, успешной борьбе с терроризмом мешает разобщенность украинского общества. «Люди не думают о том, что каждый человек может стать случайной жертвой теракта, а не только какой-нибудь депутат ... Это неправильно. Потому что спецслужбы начинают работать эффективно только в том случае, если общество консолидировано против преступлений и терактов», – заявил «Слову и Делу» Тымчук.
Правоту этих слов подтверждает и цепочка событий, связанных с тем же Игорем Мосийчуком. Известно, что народный депутат активно поддерживал командира добровольческого батальона ОУН Николая Коханивского, когда Святошинский райсуд Киева в течение трех дней пытался избрать ему меру пресечения за инцидент со стрельбой. Активисты не позволили отвезти Коханивского в ИВС, а вместо этого забаррикадировались в здании суда и полностью разгромили один из залов заседаний. Здание суда потом пришлось отбивать штурмом.
Разгром суда – дикая история, которую трудно представить в правовом государстве. Тем не менее в Украине действия активистов нашли неожиданную поддержку. Некоторые пользователи соцсетей считают, что судьи и не могут рассчитывать на другое отношение после того, как спустя три с лишним года не удалось расследовать убийства на Майдане и привлечь к ответственности виновных.
Но случилось так, что спустя недолгое время Игорь Мосийчук, который активно критиковал и судью, и полицию за действия, связанные с делом Коханивского, сам стал жертвой теракта. И теперь ему необходимо рассчитывать на то, что правоохранители поймают преступников, а судьи назначат им адекватное наказание. По иронии судьбы, после покушения на свою жизнь Игорь Мосийчук сам испытал на себе «народную любовь»: в соцсетях можно было найти немало злорадных комментариев в его адрес.
Такая ситуация опасна и для общества, и для государства. Украинцы по-прежнему демонстрируют чудеса самоорганизации. Достаточно вспомнить недавнюю историю с похищением двухмесячной девочки в Оболонском районе Киева. Благодаря соцсетям она получила огромный резонанс. Полиция и волонтеры получили от киевлян достаточно информации для того, чтобы разыскать похитителей и вернуть ребенка родителям. Но в целом правоохранительные структуры, судебная система и органы власти утратили доверие в обществе. И когда дело коснется расследования покушений и терактов, совершенных в отношении бизнесменов или политиков, на помощь простых граждан правоохранительным органам трудно будет рассчитывать.
Равнодушие и отсутствие неприятия к любым проявлениям террористической деятельности вне зависимости от того, против кого они направлены, – все это отличная почва для организации следующих терактов. А значит, подрывы будут продолжаться.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»