«Принуждение к миру»: Путин начинает торг за Донбасс

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В понедельник, 11 сентября, президент РФ Владимир Путин провел телефонный разговор с канцлером Германии Ангелой Меркель. Во время переговоров Путин отметил готовность российской стороны дополнить резолюцию о вводе миротворческих сил ООН на Донбасс положением, согласно которому «голубые каски» смогут действовать в глубине оккупированной территории. Это предложение почти соответствует требованиям украинской стороны и свидетельствует о готовности Путина начать торг за Донбасс.

Разговор Владимира Путина с Ангелой Меркель начался по инициативе германской стороны. Собеседники коснулись ситуации вокруг КНДР, а также обсудили «украинский вопрос». По данным официального сайта президента России, Путин «отметил готовность дополнить» предлагаемые в российском проекте резолюции Совета безопасности ООН функции миротворческой миссии на Донбассе. «Имеется в виду, что обеспечение охраны наблюдателей ОБСЕ ООНовцами может осуществляться не только на линии соприкосновения после разведения сил и средств обеих сторон, но и в других местах, где СММ ОБСЕ проводит свои инспекционные поездки», – поясняется на сайте.

Как известно, поручение подготовить проект резолюции о развертывании на Донбассе миротворческой миссии ООН Путин дал 5 сентября. При этом он пояснил, что миротворцы могут обеспечивать безопасность представителей ОБСЕ, осуществляющих мониторинг ситуации на востоке Украины и не желающих вооружаться. Поручение Путина было выполнено на следующий день. Проект резолюции, направленный российской стороной в Совбез ООН и генеральному секретарю этой организации, предлагал разместить миротворцев вдоль линии разграничения.

Предложение вызвало критику украинской стороны. В частности, президент Петр Порошенко 7 сентября, во время ежегодного послания Верховной Раде, заявил, что миротворческая миссия ООН должна размещаться по всей оккупированной территории Донбасса, включая неконтролируемый участок украино-российской границы.

Как известно, гражданская мониторинговая миссия ОБСЕ может действовать в любом регионе Украины. Поэтому получается, что новые предложения Путина, высказанные во время разговора с Ангелой Меркель, больше соответствуют позиции украинской стороны, поскольку в этом случае «голубые каски» могут появиться в любом из районов оккупированной части Донецкой и Луганской областей. Сам факт появления такого заявления свидетельствует о том, что Путин готов начать торг, который будет разворачиваться вокруг формата проведения миротворческой операции.

В современной практике существует несколько вариантов проведения миротворческих операций. Среди прочего, это операции по поддержанию мира (peacekeeping), которые предусматривают привлечение многонациональных сил для обеспечения выполнения режима прекращения огня и разведения противоборствующих сторон. При этом миротворцы имеют право применять оружие только в целях самообороны, попыток отдельных лиц помешать выполнению предусмотренных мандатом функций или для защиты гражданского персонала миссии. Для развертывания миссии подобного рода необходимо согласие всех заинтересованных сторон.

Еще один вариант – это операции по «принуждению к миру» (peace enforcement operations). В этом случае согласие враждующих сторон не обязательно, а миротворцы могут использовать оружие не только для самообороны, но и для уничтожения бандформирований, а также различных военных объектов или инфраструктуры, способных представлять угрозу.

Еще один вариант – это постконфликтное миростроительство (peace-building). В этом случае «голубые каски» содействуют разоружению комбатантов, восстановлению разрушенной инфраструктуры, институтов власти, а также возвращению общества к мирной жизни.

Совершенно очевидно, что третий вариант пока неприменим для Донбасса, где еще продолжается тлеющий конфликт. По мнению главного редактора сайта «Информационное сопротивление» Юрия Карина, наилучшим вариантом развития событий для Украины был бы вариант принуждения к миру. Например, миротворцы ООН могли бы взять под контроль границу, препятствуя снабжению боевиков со стороны России. При этом разгром оставшихся без поддержки бандформирований «ДНР» и «ЛНР» мог быть возложен на части ВСУ.

Однако, судя по высказываниям Путина, речь идет о первом варианте миссии – peacekeeping, при котором миротворцы будут всего лишь наблюдать за выполнением условий соблюдения перемирия.

Этот вариант хорош тем, что в любом случае прекратит кровопролитие на Донбассе. Однако, как мы уже сообщали ранее, Россия в этом случае сможет выставить себя в качестве посредника в решении конфликта. Это позволит ей активно влиять на миротворческий процесс в выгодном для себя русле. К примеру, способствовать организации местных выборов на Донбассе в рамках Минских соглашений таким образом, чтобы ко власти в «ДНР» и «ЛНР» пришли выгодные Кремлю люди, с помощью которых потом можно будет влиять на внешнюю и внутреннюю политику всей Украины.

Напомним также, что в 2015 году Украина сама официально выступила с идеей ввести миротворческий контингент на Донбасс. Теперь Киеву невыгодно отказываться от подобного рода предложений – остается начать торг с Путиным по поводу того формата миссии, который устроил бы все заинтересованные стороны.

Тем временем, главарь террористов Славянска Игорь Гиркин (Стрелков), который в настоящее время активно занимается общественной и политической деятельностью в России, полагает, что введение миротворцев ООН грозит незаконным «республикам» «хорватским вариантом» развития событий. Как известно, с 4 по 7 августа 1995 года хорватские вооруженные силы провели молниеносную операцию по ликвидации сепаратистского анклава «Сербская Краина», который поддерживался Югославией. Блицкриг был проведен, даже несмотря на присутствие в регионе миротворцев ООН. Однако хорватская и украинская ситуации не идентичны хотя бы потому, что Россия имеет куда больше рычагов и военных возможностей поддерживать боевиков на Донбассе, чем это могла делать Союзная Республика Югославия времен Слободана Милошевича.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: