Рост цен на газ: когда и насколько может подешеветь автомобильное топливо

Юрий Корольчукэксперт по энергетике

Основные поставщики ресурса – заводы в РФ и Беларуси – стали на ремонт. Ситуация, сложившаяся в Украине, стала следствием того, что нет инфраструктуры для хранения соответствующих объемов газа. В этом есть и вина правительства.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, оценивая дальнейший рост цен на сжиженный газ.

Недоработки правительства

«Значительная вина правительства в данной ситуации в том, что оно понимало и знало, что рынок автогаза растет, увеличивается количество потребителей, есть риск, что будет определенный дефицит. Это, во-первых, будет влиять на рынок пропан-бутана, во-вторых, не будет инфраструктуры, чтобы создать запасы этого газа», – констатировал Корольчук.

Энергетик подчеркнул, что УЗ к этому не имеет никакого отношения.

«Хотели развиваться, значит, правительство должно было видеть проблему. УЗ – государственная компания, можно было распланировать, договориться с продавцами газа, импортерами. Это должно делать правительство», – отметил специалист.

Он уточнил, что это не стоит расценивать как контроль или регуляцию рынка.

Заявления премьера о диверсии – абсолютная глупость. Позиция вроде того, что снова Украине кто-то специально создает проблемы, а мы ни при чем. Да, есть и объективные причины повышения, но в этом есть вина и правительства, и продавцов. Еще с 2016 года импорт начал переваливать за миллионы. Уже тогда начались проблемы.

Реальность диверсификации

По мнению эксперта, заявления о диверсификации – пустая болтовня.

«Фактически, можно говорить об увеличении поставок газа из Казахстана и стран ЕС. Но если речь идет о Казахстане, то там нет компаний, которые настроены работать с Украиной в долгосрочной перспективе. Последние годы это показали. В основном идут поставки из РФ и Беларуси. Из Казахстана будет дороже», – пояснил эксперт.

Как уточнил специалист, поставки из ЕС – это реализация реверсной схемы №2.

«Мы будем покупать тот же российский пропан-бутан, но поставляться он будет через Европу. Это абсурд», – отметил он.

Теория заговора

«Действительно, много обвинений в адрес того, что дефицит ресурса – следствие монополизации рынка. Рынок пропан-бутана за последние два года был переделен», – акцентировал Корольчук.

По его словам, появилось много новых участников и нельзя сказать, что рынок монополизирован.

Как менялась цена автогаза за последний год?За неделю цена газа на заправках выросла на треть по сравнению с началом года: эксперты уверяют, что вскоре цена отыграет назад, политики собирают протесты, а автомобилисты выкладывают лишние деньги за топливо. «Слово и Дело» подготовило инфографику о том, как менялась цена автогаза за последние 12 месяцев.

«Речь больше о том, что есть крупные поставщики газа в Украину, которые занимаются доставкой этого газа из РФ, Беларуси, но только до границы Украины. То есть на границе они передают газ другим компаниям. На сегодня компаний-импортеров, занимающихся торговлей пропан-бутаном, 180. Поэтому говорить о монополизации Рынка в Украине не стоит. Можно говорить о влиянии», – заявил энергетик.

Рынок газа на двоих: Медведчук и Порошенко

«Proton Energy Group связывают с Медведчуком, есть обвинения в адрес Порошенко. Обвинения должны расследовать правоохранительные органы. Более того, если речь о том, что кто-то у кого-то что-то «отжал», то почему владельцы компаний не объявят публично: у нас был бизнес, его забрали, это сделали Медведчук, Порошенко или кто-то другой. Этого нет и не будет», – пояснил специалист.

По его мнению, причина в том, что все участники рынка приняли правила игры, которые предложили поставщики газа.

«Причастность Медведчука и Порошенко через косвенные доказательства в виде просто заявлений – это бессмысленно. В логике не всегда если есть А, то наступает Б. Это все предположения», – отметил он.

По его словам, с точки зрения внутренних потребителей, проблема в том, что есть компании, которые договорились с РФ и Беларусью о поставках газа.

«Никто никому не мешает поехать куда угодно, найти там крупных поставщиков, договориться с ним и везти газ в Украину», – добавил эксперт.

Цены на сжиженный газ

«Цена повысилась объективно, потому что есть дефицит на рынке. Это следствие той же либерализации рынка. За что боролись, то и получили – рынок, капитализм, вот как он регулируется. Реакция мгновенная – сразу же повышение цены», – подчеркнул энергетик.

По его мнению, с середины сентября, когда поставки возобновятся, начнется стабилизация цен.

Цены на газ опустятся, но не ниже 14 гривен за литр. Уже не будет 11-12 гривен за литр, хотя все основания для этого есть – курс доллара не изменился, условия – тоже, спрос существует. Цена не вернется, потому что именно в такой ситуации заинтересованы продавцы газа в Украине.

«Для продавцов это лучший момент для повышения цен. Тем более есть спрос. Они это понимают. Многие перешли на автогаз. Это был закономерный процесс роста цены пропан-бутана в Украине. Наступил тот момент, когда потребление увеличилось, а продавцы просто использовали момент для повышения. Теперь звучат заявления о том, что ниже 14 гривен снижать нельзя. Но почему? Ввели какие-то новые налоги? Тогда почему об этом публично не заявить?», – отметил Корольчук.

Специалист предположил, что средняя цена будет 14 гривен за литр, а максимум – 15,5-16 гривен за литр.

«Данная ситуация абсолютно выгодна продавцам газа», – проанализировал Юрий Корольчук.

Как известно, премьер-министр Владимир Гройсман назвал повышение цен на автогаз диверсией против Украины и заявил, что до 15 сентября правительство разберется с бесконтрольным ростом цен.

Как менялась цена автогаза за последний год, смотрите по ссылке.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...