Благие намерения и реальные проблемы: зачем придумали «Роттердам плюс» и по чьей указке НАБУ завело дело против НКРЭКУ

Читати українською
Юрий Корольчукэксперт по энергетике

Причина появления «Роттердам плюс» скрывается в том, что правительство и НКРЭКУ должны были разработать механизм оплаты тарифов для тепловых электростанций. Искали разные варианты поддержки угольной отрасли. Это была их общая позиция.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, оценивая ситуацию с расследованием НАБУ злоупотреблений со стороны НКРЭКУ при утверждении формулы «Роттердам плюс».

«Благими намерениями...»

«Правительство и НКРЭКУ хотели позволить шахтам Украины получать уголь по мировым ценам. Это должно было позволить правительству отказаться от дотаций для шахт, а шахты должны были сами организовывать свою деятельность, планировать работу. Во-вторых, ключевая задача формулы была в том, чтобы создать возможность покрывать тепловым электростанциям свои затраты в случае, если они не смогут завозить уголь с неконтролируемых территорий», – констатировал Корольчук.

По его мнению, расчет был на то, что методология формулы позволит привозить уголь по импорту и получать надлежащую компенсацию.

«Одна из причин была в том, что ДТЭК, который привез африканский уголь, не получил в тарифе компенсацию. Изначально идея была красивой и должна была стать толчком к созданию рынка угля в Украине», – подчеркнул он.

Провал «Роттердам плюс»

«Выглядело все красиво, но ничего не сработало. Это был переходный вариант, но никак не способ создания рынка угля, которого у нас вообще нет. Сейчас, когда очевидно, что идея не сработала, началась критика, основанная на том, что тариф повысился. Тарифы реально выросли, поскольку выросли затраты по импорту угля, а его на Донбассе негде брать», – добавил Корольчук.

Веерные отключения: почему формула «Роттердам+» не улучшила ситуацию в энергетикеВ Украине уже более полугода ценообразование электроэнергии привязано к индексу API 2 на уголь в портах Нидерландов и стоимости его доставки в Украину. Несмотря на реформаторский пыл, Кабмин с завидным постоянством уже третий год подряд вводит режим чрезвычайных мер в украинской энергетике.

По его словам, ДТЭК, получая в тарифе компенсацию по импорту угля, в то же время имеет добычу угля газовой группы.

«Это НКРЭКУ не учла, на это тогда закрыли глаза. Вопрос газовой группы угля можно было бы рассматривать, но только при условии, что ДТЭК наращивал бы добычу газовой группы, переводил бы свои тепловые электростанции на газовую группу угля. Этим занялись уже в конце 2016 года. Такие спорные моменты вызвали интерес НАБУ к НКРЭКУ», – пояснил он.

НАБУ против НКРЭКУ

«Вряд ли НАБУ юридически сможет доказать вину Вовка или любого другого участника рынка, как и доказать какой-либо заговор», – предположил эксперт.

Энергетик уточнил, что проблемы с формулой, ДТЭК и другими участниками действительно есть, но проблемы есть и с НАБУ.

«НАБУ превратилось в политический инструмент наших зарубежных партнеров. В частности, США. Они не преследуют цели преодолеть коррупцию или что-то вроде этого. Как отрыли дело, так и закрыли. Или же оно будет «висеть» долгое время. В лучшем случае они смогут объяснить необоснованность повышения тарифы в части компенсации», – заверил Корольчук.

Специалист отметил, что НАБУ подчиняется не государству или народу Украины, а исключительно США.

«Как бы цинично это ни звучало, но НАБУ выполняет указания США. Сейчас это попытка достичь определенных политических результатов, но экономических результатов достигать никто не собирается. Хотя формулу наужно пересматривать или разработать другой механизм компенсации тем электростанциям, которые закупают импортный уголь. Формула не сработала, но менять ничего никто не будет», – проанализировал ситуацию Юрий Корольчук.

Подробнее о действии «Роттердам плюс» – в материале «Веерные отключения. Почему формула «Роттердам +» не улучшила ситуацию в энергетике».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: