Частичное снятие судейской неприкосновенности – вот, пожалуй, главный элемент капитальной судейской реформы, вступившей в силу две недели назад. По крайней мере, так считают «широкие массы», поскольку нюансы всех изменений непосвящённому человеку вот так сразу осознать трудно. И что же? Первый же задержанный на взятке судья вышел на свободу под залог, равный сумме взятки. Прекрасный повод для пиара официальных антикоррупционеров – смотрите, мол, мы стараемся, а эта «злочинна влада» (или если угодно «старая система») упирается. Но всё ли так однозначно? Разбираемся.
Позорище с увольнением парламентом «через одно место» 29 судей 29 сентября, накануне вступления в силу изменений в Конституцию в части судоустройства – это ещё цветочки по сравнению с тем, что вообще происходит сегодня в «реформированной» третьей ветви власти. Цветочки, правда, пахнут очень нехорошо – большой вероятностью скорой отмены быстро-кнопочного увольнения судей из-за целого букета нарушений. А сама судебная ветвь скорее спилена, чем привита чем-то многообещающим (если использовать садовые аналогии).
«Сорвался с крючка»
Свершилось! Первого судью «повязали» на взятке бравые НАБУшники (раньше-то задерживать судей было нельзя – только с согласия парламента)! Подробности это «радостного» события: «7 октября детективы Национального антикоррупционного бюро Украины совместно с работниками департамента внутренней безопасности Национальной полиции разоблачили судью Октябрьского районного суда города Днепр, который требовал и получил неправомерную выгоду в размере 10 тысяч долларов. Взятку судья получил «за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства (имеются в виду полицейские – Ред.)». Ну вот же оно – то, за что боролись, Конституцию перекраивали, гранты западные осваивали и даже носки дорогущие антикоррупционерам покупали!
Но уже через сутки молодой краснощёкий глава Специализированной антикорупционной прокуратуры (САП) Назар Холодницкий излучал в соцсетях не оптимизм, а скорбь и глубокое разочарование (хотя и должность и даже фамилия обязывают его быть с холодной головой). «Несмотря на препятствия со стороны деструктивных сил (это кто же посмел?! – авт.) прокуроры САП и детективы НАБ Украины продолжают в рамках действующего законодательства борьбу, осуществляя кропотливую и нелегкую работу по уничтожению коррупции в государстве», - вот так начал своё повествование в Facebook глава САП. Дальше – короткий рапорт о задержании судьи, а дальше главное: жуткая зрада! Цитата из того же поста: «Прокуроры САП просили избрать указанную меру пресечения (взятие под стражу – Ред.), однако постановлением следственного судьи (Соломенского суда Киева – Ред.) подозреваемому «коллеге» избрана мера пресечения в виде только залога в сумме 260 тысяч грн».
Чтобы долго не останавливаться на этой истории, процитируем комментарий к этому душераздирающему посту г-на Холодницкого (с его фирменной припиской «далі буде…»). Так вот, некий Леонид Маслов написал, что вменяемая судье статья предусматривает максимум 5 лет лишения свободы и дальше ссылается на закон: согласно п. 3 ч. 2 ст. 183 УПК, содержание под стражей в таком случае к ранее несудимому лицу не может применяться вообще, если господин не прятался, не препятствовал и не получил другое подозрение. Кроме того, прокуроры не могли требовать лишь взятия под стражу, не определив как альтернативу размер залога и что его граничный размер в данном случае должен был составлять 29 тысяч гривен. Комментатор резюмирует: «Каким бы ни было мое отношение к мерзавцу, считаю недопустимым так манипулировать общественным мнением, с намеками на «коллегу» и обжалование, мол, благодаря корпоративному кумовству судья Соломенского суда что-то не такое принял». Процитировал я так обильно незнакомого человека потому, что совершенно с ним согласен, а плагиатом заниматься не хочу.
Для справки (любопытно же): следствие считает, что скандальный судья Вадим Галичий узнавал о материалах уголовных производств и подозреваемых в них лицах. Потом находил этих людей и объяснял, что у них большие проблемы, однако он имеет большое влияние на следователей и может помочь избежать уголовной ответственности за вознаграждение. И, говорят, помогал. Дома у него нашли 55 тысяч долларов, 13 тысяч евро, 138 тысяч гривен и ювелирные изделия. Вот с такими судейскими кадрами мы вошли в эру нового правосудия.
Кому что, а вот НАБУ для полного счастья не хватает права на самостоятельную прослушку и антикоррупционных судов, на создание которых в самое ближайшее время надеется глава ведомства Артём Сытник. Кем и как он собирается их укомплектовывать? И что они будут рассматривать, если у НАБУ нет ни одного законченного дела? Но это предмет отдельной публикации.
Судью на мыло?
Внимание! Совет судей Украины рекомендовал приостанавливать судебный процесс в случае угроз жизни и здоровью судей, а также массовых акций. Об этом на брифинге в понедельник сообщила глава Совета судей Украины Валентина Симоненко. По её словам, сегодня 53% судей не имеют охраны! Вечером того исторического дня, когда вступила в силу судебная реформа, 30 сентября, полиция вообще сняла охрану с судов. Восстановить её частично удалось лишь через сутки. Суть проблемы такова: в соответствии с законодательством, охрану судей должна обеспечить служба судебной охраны, а до ее создания – бойцы Нацгвардии и Национальной полиции. Симоненко сетует: «А теперь представьте, что было бы с делами, находящимися в здании судов, серверами, в которые могли вторгнуться или попросту похитить. Такими действиями полиция пытается давить на суды». Вот она – забота государства и лично министра Арсена Авакова о праве каждого гражданина на справедливый суд!
Глава судейского самоуправления констатирует: «Отсутствием охраны судов или попустительством со стороны блюстителей порядка активно пользуются и «общественные активисты», которые пытаются давить на судей, угрожать им и запугивать». И это не преувеличение – таких фактов уже есть несколько за последние дни. Например, 5 октября, воспользовавшись отсутствием охраны Одесского апелляционного суда и Хозяйственного суда Одесской области (она была снята со здания еще 20 апреля этого года) «общественные активисты» ворвались в зал заседаний, где проходило рассмотрение дела, и облили служителей Фемиды зеленкой. И подобных случаев очень много. Ну, справедливости ради нужно отметить, что наши суды, очень мягко говоря, далеко не всегда выносят законные решения. Но если поливать судей зелёнкой при исполнении, то это уже не прогрессивное снятие неприкосновенности с людей в мантии (когда они без мантии), а какое-то Сомали получается (не в смысле зелёнки, а в степени правового нигилизма).
Осторожно, суд закрывается
Вы где-то слышали про массовый набор новых судей и сроки запуска судов в разных регионах? А невысокого роста лысоватый депутат не объявил ещё себя главным консультантом по судебной реформе – следующей после ошеломительно успешной реформы полиции? Вот и автор статьи ничего подобного пока нигде не встречал. Вспомнить о новой полиции тут вполне уместно – нам ведь уже обещали железный правопорядок, а теперь вот основательно перетряхивают систему правосудия. Но ведь из внутренних органов массово исторгали «ментов поганых» (а не каких-то там 29 «несчастных» судей) и набирали юнцов с горящими взорами. А вот судьи и сами массово увольняются, и заменить их пока решительно некем. Вы в курсе, что сейчас в Украине есть уже 8 (!) судов, в которых у всего состава судей закончились полномочия или они уже уволились? Глава Государственной судебной администрации сообщает, что вообще без действующих судов остались Магдалиновский районный суд Днепропетровской области, Новогродовский городской суд Донецкой области, Яремчанский городской суд Ивано-Франковской области, Карловский районный суд Полтавской области, Лохвицкий районный суд Полтавской области, Радивиловский районный суд Ровненской области, Козовский районный суд Тернопольской области, Шполянский районный суд Черкасской области. А кроме того, сейчас в стране есть 71 суд, где имеет полномочия только один судья, и 124 суда, где работают два судьи с полномочиями (всего в Украине насчитывается 801 суд).
Что это значит на практике? Цитата с брифинга упомянутой выше Валентины Симоненко: «Нужно понимать, что даже если работает один судья в суде, то это означает, что автоматическое распределение дел в суде осуществляется формально, поскольку просто нет выбора, на кого распределять дело. Кроме этого, в такой ситуации остро стоит проблема со следственными судьями, поскольку не каждый судья выполняет такую функцию. Сложная проблема возникает и со специализацией судей, поскольку одни и те же судьи вынуждены рассматривать уголовные и гражданские дела, и дела об административных правонарушениях». Что же лучше – иметь судей-взяточников, как схваченный в Днепре, судей-нарушителей присяги, как уволенные парламентом 29 сентября, или не иметь судей вообще? У девочки в «Подкидыше» выбор был намного проще (помните: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?»).
В профильном законе и в изменениях в Конституцию в части судоустройства не указаны сроки того, сколько гражданам придется ждать назначения новых судей. Сначала должен быть создан Высший совет правосудия, потом проведены конкурсы и только тогда путь к назначению новых судей будет открыт. Правовое государство с целыми районами, лишёнными правосудия?! Какую же следующую реформу после полицейской и судебной нам предложат?..
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»