Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор самых интересных законопроектов

Во вторник началась пятая сессия Верховной Рады Украины восьмого созыва. Эксперты аналитической группы Левиафан проанализировали законопроекты, которые, скорее всего, будут рассматриваться парламентом на этой неделе.

Сегодня, 6 сентября, началась пятая сессия Верховной Рады Украины VIII созыва. На повестке дня огромное количество насущных вопросов – таких, как децентрализация, закон о спецконфискации, определение состава ЦИК, неприкосновенность депутатов и судей и многое другое. Сегодняшний обзор законопроектов посвящен тем законодательным инициативам, которые могут быть вынесены на рассмотрение парламента в ближайшее время.

Правосудие

Непомерные ставки судебного сбора, бесконечные разговоры о всеобъемлющей децентрализации и непомерная загруженность судей, подогретые желанием получить электоральные бонусы, натолкнули отдельных народных избранников на мысли о рациональности предоставления избирателям альтернативного от судебного пути урегулирования споров и конфликтов. Мотивы законодателя понятны, ведь вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что в существующих экономических реалиях судебные тяжбы в конечном итоге оказываются далеко не всегда по карману гражданам, особенно тем, кого принято относить к социально незащищенным слоям населения. В связи с этим разработаны и вынесены на рассмотрение основной (№3665) и альтернативный (№3665-1) законопроекты «О медиации», которые не столько отличаются в принципиальных подходах регулирования правоотношений, сколько имеют разную юридическую технику и стилистику формулировки отдельных правовых норм.

Комитет ВР единогласно поддержал арест сбежавшего судьи ЧаусаКомитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия дал согласие на задержание и арест судьи Днепровского райсуда Киева Николая Чауса.

Каждый из документов содержит не более 20 статей, которыми предлагается дополнить национальное законодательство институтом досудебного урегулирования споров и конфликтов. Нетрудно догадаться, что речь идет о медиации – правовом инструменте конструктивного урегулирования споров с участием специально обученных специалистов – посредников с последующим поиском креативных путей их решения. Медиация является одной из самых популярных форм урегулирования конфликтов в разложения странах мира. Она получила значительное развитие в странах Европейского Союза, Австралии, США. Вполне возможно, что скоро и наши соотечественники смогут воспользоваться таким способом решения своих бытовых проблем.

Рассматривая вопросы, касающиеся сферы правосудия, стоит обратить внимание на законопроект №3660 «О внесении изменений в Закон Украины «О третейских судах» относительно приведения его в соответствие с требованиями международных правил арбитража». Это тот случай, когда собственно сам документ носит технический характер и состоит всего из нескольких предложений, но его значимость сложно переоценить.

Суть законопроекта сводится к приведению действующей редакции Закона в соответствие к требованиям международных правил арбитража, а также исключению существующих лазеек и правовой неопределенности, которые служили возможностью для различного толкования судами его норм и как следствие – принятия различных решений. Законодатель предлагает в самом законе уточнить, что физические и юридические лица могут передать на рассмотрение третейского суда любой спор, кроме случаев, предусмотренных именно этим законом, исключив действующую до этого общую фразу: «предусмотренных законодательством».

Бизнес

В который раз под соусом адаптации отдельных положений законодательства Украины к европейской правовой практике народные избранники планируют протолкнуть поправки в отдельные законодательные акты страны. В данном случае речь идет о подготовленном ко второму чтению законопроекту №2764 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации права на конвертацию денежных требований к обществу на вклад в его уставный капитал». Но, несмотря на устоявшийся стереотип, этот документ действительно ориентирован на добрые цели. Так, документ защищает права кредиторов хозяйственных обществ в имущественных взаимоотношениях. На законодательном уровне закрепляется возможность предоставления такому лицу права распорядиться долгом общества путем получения доли в данном бизнесе, пропорциональной уставному капиталу, с последующими выплатами дивидендов на общих правах участника. Иными словами, предлагается ввести возможность конвертации обязательств юридического лица перед кредитором на вклад этого кредитора в уставный капитал, то есть будет происходить зачисление денежных требований кредитора к сообществу в обмен на корпоративные права в увеличенном уставном капитале. Для общества это означает погашение долга перед кредитором, который, в свою очередь, получает долю в уставном капитале этого общества.

В «БПП» и «НФ» прокомментировали вероятность принятия закона о спецконфискацииНародные депутаты прокомментировали вероятность принятия закона о спецконфискации имущества чиновников времен Виктора Януковича.

С одной стороны, это довольно неплохой способ защиты интересов кредитора и привлечения иностранного инвестора, а с другой – законопроект заставит конечных бенефициаров пересмотреть размер уставного капитала юридического лица для минимизации рисков потери контроля над ним. В целом, заложенная в документе идея уже более двадцати лет успешно применяется в Польше, а потому есть основания полагать, что, несмотря на недостатки юридической техники, парламент, пожалуй, все же поддержит данный законопроект.

Преодоление вето Президента

На этой пленарной неделе на преодоление вето Президента выносится только один законопроект – №1165 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями», подробно о котором мы писали в обзоре от 5 июля.

Минутка лоббизма

Несмотря на евроинтеграционное направление, провозглашенное демократическим правительством и не менее демократическим парламентом, повестка дня наполнена лоббистскими законопроектами больше, чем «революционно-евроинтеграционными». Но ничего нового по сравнению с прошлой сессией не будет, поэтому предлагаем Вам ознакомиться с анализом лоббистских законопроектов №3873 «О внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения нужд оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры» и 2971-д «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», которые нивелируют те ограничения, которые были введены 28 декабря 2014 года с принятием Закона Украины № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)» в обзоре от 31 мая.

Местное самоуправление

2 ноября 2015 в Верховной Раде был зарегистрирован поданный народным депутатом Николаем Федоруком законопроект №3390 «О внесении изменений в Закон Украины« О добровольном объединении территориальных общин »по обеспечению государственной поддержки добровольного объединения территориальных общин». По мнению разработчика документа органы местного самоуправления областного уровня не всегда своевременно и правильно принимают решения о принятии перспективных планов формирования способных общин, из-за чего страдает ход реформы. Поэтому инициативе предлагается, в случае промедления областных советов, наделить Кабинет Министров Украины возможностью признать созданы объединенные территориальные общины, соответствующими перспективному плану формирования территорий общин. Иными словами, автор законопроекта предлагает не учитывать точку зрения органов местного самоуправления областного уровня в ходе реализации реформы и лишить отказ областного совета в одобрении проекта перспективного плана решающего значения.

После снижения социально-политического ажиотажа вокруг объединения общин следует отметить, что действующее законодательство, хотя и провозгласило объединение территориальных общин добровольным, это скорее формально, чем на практике. В процедуре решения соответствующих вопросов органам исполнительной власти отведено ключевые роли, а законопроект №3390 призван усилить их позиции.

Многочисленные витки политического кризиса и блокирование трибуны во время последней сессии парламента соответствующим образом отразились на эффективности работы органа. Идя на летние каникулы, народные избранники оставили недоработанными ряд законопроектов, с которыми мы уже имели возможность ознакомиться в прошлых статьях. Отдельные документы ожидают рассмотрения на этой неделе. Среди них особого внимания заслуживают:

  • №2297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных текстовых сообщений», который касается законодательного урегулирования аккумулирования благотворительных пожертвований, осуществляемых с помощью электронных устройств с помощью sms-сообщений. «Слово и Дело» подробно рассказывало об этом в обзоре работы Верховной Рады от 31 мая;

  • №3467 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных телекоммуникационных сообщений)», неразрывно связан с предыдущим документом. Эта законодательная инициатива освобождает упомянутые sms-сообщение как отдельный вид благотворительности от налогообложения. Ожидается, что это должно способствовать популяризации и развитию благотворительного дела. Согласно нормам проекта также предусматривается освобождение оператора телекоммуникационных услуг от выплаты НДС по предоставлению услуг в части обработки благотворительных sms. Подробнее читайте в материале от 14 июня;

  • №0940 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения наследства)», разработанный в 2014 году народными избранниками-мажоритарщиками Сергеем Мищенко и Олегом Лукашуком. Суть документа заключается в упрощении порядка и уменьшении финансовых затрат граждан при оформлении прав собственности на имущество в порядке наследования. Предлагается освободить граждан от уплаты налога на доходы физических лиц при оформлении наследства от родственников. Об этом мы уже тоже писали в обзоре от 12 июля.

Информационная политика

Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно защиты информационного пространства Украины) №3562 внедряет дополнительные ограничения по распространению материалов, которые транслируются. Поэтому устанавливается ответственность за трансляцию программ или видеосюжетов, которые могут причинить вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, если они имеют возможность их смотреть; телепередач, произведенных после 1 августа 1991 года, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, оправдывающих или признающих правомерной оккупацию территории Украины; аудиовизуальных произведений (фильмов, телепередач, кроме информационных и информационно-аналитических телепередач), одним из участников которых является лицо, внесенное в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности, и тому подобное.

Названы самые ответственные парламентские фракции«Слово и Дело» представляет инфографику об ответственности фракций Верховной Рады 8-го созыва.

Интересным моментом является то, что авторы законопроектов предлагают штрафовать без предупреждения не только ТРК, но и провайдеров, которые предоставляют услуги трансляции контента. Последнее – довольно противоречиво, ведь вряд ли провайдер всегда адекватно может оценить, подпадает ли контент под ограничения, а найм дополнительных людей под выполнение этой функции только увеличит стоимость услуг провайдера, но не будет иметь никаких практических последствий. Также вводятся дополнительные условия переоформления лицензии, а именно предлагается обязать владельцев ТРК переоформлять лицензию каждый раз, когда меняется ее структура собственности, что не соответствует политике дерегуляции, которая анонсируется украинской властью еще с марта 2014 года.

Народные избранники продолжают заниматься судьбой телерадиовещания и наконец в зал выносится законопроект №3081-д «О государственной поддержке кинематографии в Украине», который призван существенно увеличить, хотя, возможно только на бумаге, государственную поддержку украинского кинематографа. Кроме государственной поддержки для русскоязычного кино и четкого механизма оценки кинопродукта этот законопроект также призван регулировать полномочия Совета по государственной поддержке кинематографии. Следует отметить, что парламентарии существенно доработали законопроект ко второму чтению и к наиболее интересным изменениям в нем следует отнести то, что отныне предлагается исключить проверку кандидатур членов Совета по государственной поддержке кинематографии из-под действия Закона «Об очищении власти».

Особенно это интересно в контексте того, что Совет является главным распорядителем Государственного фонда поддержки кинематографии Украины. Напомним, что, согласно действующему закону, в этот фонд направляется не менее 0,2% расходов общего фонда Государственного бюджета Украины, а также доходы от имущественных прав на использование фильмов, созданных за счет госбюджета. Соответственно, финансирование планируется на уровне 1,5 млрд грн в год, что может и не очень много для восстановления украинского кино, но достаточно для того, чтобы обогатились члены Совета по государственной поддержке кинематографии.

Ну, и, конечно, вызывает восхищение статья 9 законопроекта, которая предусматривает возможность изменения «существенных параметров фильма» уже после получения им государственной поддержки, что создает довольно сильные коррупционные риски. Следует также отметить, что этот законопроект написан с нарушением норм регламента и правил нормотворчества, ведь инициаторы законопроекта не объяснили, где именно государство должно найти 1,5 млрд грн.

Также народные избранники решили увеличить санкции для субъектов телерадиовещания. Речь идет о законопроекте №4815 «О телевидении и радиовещании» (относительно усовершенствования процедуры применения санкций Национальным Советом)». В частности, планируется ввести штрафы за:

  • трансляцию телепередач, выпущенных после 1 августа 1991 года, содержащих популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий, оправдывающих признание правомерной оккупацию территории Украины;

  • трансляцию аудиовизуальных произведений (фильмов, телепередач, кроме информационных и информационно-аналитических телепередач), одним из участников которых является лицо, внесенное в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности, обнародованной на веб-сайте центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сферах культуры и искусств.

Соответственно, все телеканалы, транслирующие российский контент, вынуждены будут либо утонуть в исках, либо изменить редакционную политику. Больше всего от этого пострадают такие СМИ, как «Интер» и «Украина».

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

Загрузка...