Верховная Рада Украины начинает свою последнюю пленарную неделю перед летними каникулами, хотя спикер парламента и заявил, что депутаты во времена, когда над Украиной нависла угроза, должны работать, но, как показывает прошлогодний пример, они соберутся один-два раза в период летних каникул и все.
Неделя должна была быть насыщенной, но по причине очередного витка парламентского кризиса очень сложно собрать голоса для поддержки тех или иных законопроектов, поэтому после заседания согласительного совета повестка дня несколько поредела. Вашему вниманию предлагается интересные проекты, которые планируются к рассмотрению.
Снежный ком недоработок
Прошлонедельное блокирование парламентской трибуны отдельными политическими силами практически полностью парализовало работу законодательного органа страны. На брифинге, который состоялся в конце прошлой рабочей недели, председатель Верховной Рады Андрей Парубий выразил глубокое убеждение, что цель данной акции – не столько пересмотр тарифов в жилищно-коммунальном секторе и помощь простым людям, сколько дестабилизация ситуации в стране, и предположил, что это внешний сценарий. Тем не менее, если не принимать во внимание политические интриги, то по факту нерассмотренным остался целый пласт вопросов, которым планировалось уделить внимание. Поэтому неудивительно, что большинство из них перекочевали в анонсированную повестку дня текущей недели пленарной сессии, которая без преувеличения переполнена вопросами, которые уже поднимались ранее. Среди них стоит отметить законопроекты:
№2297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных текстовых сообщений», который касается законодательного урегулирования аккумулирования благотворительных пожертвований, осуществляемых с помощью электронных устройств с помощью sms-сообщений. «Слово и Дело» подробно уделяло внимание этому материалу в статье о работе Верховной Рады от 31 мая;
№3467 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных телекоммуникационных сообщений)», неразрывно связан с последним документом. Эта законодательная инициатива освобождает упомянутые sms-сообщения как отдельный вид благотворительности от налогообложения. Ожидается, что это должно способствовать популяризации и развития благотворительной дела. Согласно нормам проекта, также предусматривается освобождение оператора телекоммуникационных услуг от налогообложения НДС операций по предоставлению услуг в части обработки благотворительного sms. Подробнее читайте в нашей прошлой публикации;
№3081-Д «О государственной поддержке кинематографии в Украине», который акцентирует внимание на проблеме недостаточного развития украинского кино и кинематографа как составной части современной культуры общества. Законопроект с помощью строке правовых рычагов призван создать благоприятные условия для производства отечественной кинопродукции, привлечения инвестиций и развития кинематографии в целом. Подробнее читайте в нашей прошлой публикации;
№3491 «Об образовании». Кстати, на него народные избранники так и не нашли время ни на февральской, ни на последней рабочей недели пленарной сессии. Так, речь идет о повторном первом чтении творения правительства бывшего премьер-министра Арсения Яценюка. Напомним, этот документ согласован профильным и смежными министерствами. Нормами законопроекта вводится ряд новаций в сфере образовательной деятельности, некоторые из которых трудно назвать положительными. Среди них – уменьшение размера бюджетных ассигнований по ВВП, введение 12-летней программы получения общего образования, прохождения педагогическими работниками государственной сертификации и тому подобное. В свое время профсоюз работников образования и науки Украины выражала протест принятию закона в предложенной редакции. По мнению педагогов, принятие его в следующей редакции ухудшит и сузит содержание их прав и свобод по сравнению с действующим законом. «Слово и Дело» уже публиковало обзор этого законопроекта, с которым есть возможность ознакомиться в статье от 16 февраля текущего года;
№3006 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно правовой судьбы земельных участков, владельцы которых умерли», который должен упростить и ускорить процесс признания наследства выморочным. Также предлагается предусмотреть переход земельных участков, находящихся в составе выморочного наследства, в коммунальную собственность территориальной общине по месту нахождения такого имущества. Подробнее читайте в статье от 5 июля;
№4303 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ограничения использования медийной продукции государства-агрессора», которым предлагается ограничить присутствие в информационном пространстве Украины творчество граждан Российской Федерации. Для этого вводится система оформления свидетельств на право проведения соответствующих концертов, гастрольных и театральных постановок. Получение их будет возможным в том числе при условии сдачи всеми участниками и членами персонала, связанными с государством-агрессором, письменных заявлений об осуждении оккупации территории Украины государством-агрессором. То есть для того, чтобы провести соответствующее мероприятие, иностранным деятелям культуры придется публично осудить политику Кремля, очевидно, это может стать началом конца их карьеры в стране происхождения. Поэтому теоретически речь идет об ограничении, а фактически – о запрете таких мероприятий. Также под запретом трансляции оказались музыкальные произведения, впервые опубликованные после 1 января 2014 года, с участием лиц, включенных в Перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности. Подробнее читайте в статье от 5 июля;
Тарифы
28 мая 2015 года Верховной Радой было зарегистрировано представленный правительством Арсения Яценюка законопроект №2966 «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг», который больше года пылился в парламентских кабинетах перед тем, как его внесли в зал. Документом предлагается законодательно закрепить правовой статус этой Комиссии, ее полномочия, экономическую, политическую и финансовую независимость при принятии решений. Параллельно предполагается целый ряд изменений в профильных актах действующего законодательства страны. В целом данный документ должен внести больше ясности в законодательное регулирование данных вопросов.
С другой стороны, заслуживает внимания точка зрения экспертов, которая заключается в том, что законопроект, хотя и имеет рациональное зерно, но более удачным был бы вариант комплексного подхода к этому вопросу с разработкой единого закона о государственном регулировании на рынках энергетики и коммунальных услуг по определениям в нем, в том числе исчерпывающего состав соответствующих субъектов, их статуса, функций, полномочий, гарантий, принципов организации и деятельности.
Шансы на положительное рассмотрение законопроекта на самом деле не слишком велики, особенно в контексте того, что парламентские комитеты его положение признали не соответствующими нормам Конституции Украины и содержат коррупциогенные факторы.
Налоги
Настоящей неожиданностью в проекте повестки дня выглядит законопроект №0940 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налогообложения наследства)», разработанный в 2014 году народными избранниками-мажоритарщиками Сергеем Мищенко и Олегом Лукашуком, депутатские полномочия которых давно прекращены. Базовая концепция документа заключается в упрощении порядка и уменьшении финансовых затрат граждан при оформлении прав собственности на имущество в порядке наследования. Вероятно, документ сможет улучшить положение дел при оформлении наследства в сельской местности, где родственники, принимая наследство, не проводят соответствующее переоформление документов, потому что иногда уплата налога за полученное имущество по наследству и плата за проведение его оценки составляет болеше, чем реальная его рыночная стоимость.
Корпоративные вопросы
В очередной раз «под соусом» адаптации отдельных положений законодательства Украины к европейской правовой практике народные избранники планируют протолкнуть поправки в отдельные законодательные акты страны. В данном случае речь идет о законопроекте №0974 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации права на конвертацию денежных требований к обществу на вклад в его уставный капитал». Но несмотря на устоявшийся стереотип, этот документ действительно ориентирован на благие цели. Так, законопроект направлен на защиту прав кредиторов хозяйственных обществ в имущественных взаимоотношениях. На законодательном уровне закрепляется возможность предоставления такому лицу права распорядиться долгом общества путем получения доли в данном бизнесе, пропорциональной уставному капиталу, с последующими выплатами дивидендов на общих правах участника. Иными словами предлагается ввести возможность конвертации обязательств юридического лица перед кредитором на вклад этого кредитора в уставный капитал, то есть будет происходить зачисление денежных требований кредитора к сообществу в обмен на корпоративные права в увеличенном уставном капитале. Для общества это означает погашения долга перед кредитором, который в свою очередь получает долю в уставном капитале этого общества.
С одной стороны, это довольно неплохой способ защиты интересов кредитора и привлечения иностранного инвестора, но с другой – это заставит конечных бенефициаров пересмотреть размер уставного капитала юридического лица для минимизации рисков потерять над ним контроль. Заложенная в документе идея уже более двадцати лет успешно применяется в Польше, а потому есть основания полагать, что несмотря на недостатки юридической техники, парламент, видимо, все же поддержит данный законопроект.
Люстрация
Как известно в настоящее время на рассмотрении в Конституционном суде Украины находится представление народных депутатов Украины о признании некоторых положений закона Украины «Об очистке власти» неконституционными». Перспективы по данному делу не слишком радужные, по инсайдерской информации КСУ собирается признать большинство положений данного закона неконституционными. Власть такие перспективы не устраивают, потому что это колоссальные репутационные потери, а все люстрированные через суд будут требовать еще и компенсацию за время вынужденного прогула.
Для того, чтобы красиво выйти из этой ситуации, Егор Соболев, Леонид Емец и Игорь Алексеев внесли законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам очистки власти» №2695, который вносит изменения практически к каждой статье закона Украины «Об очистке власти», существенно не меняя содержание закона. Идея заключается в том, что после принятия изменений в закон КСУ сможет выйти из игры, не потеряв лицо, то есть в связи с тем, что закон был в значительной степени изменен, КСУ сможет оставить конституционное представление без рассмотрения, тем самым не обидев никого.
Преодоление вето Президента
На этой пленарной неделе для преодоления вето Президента выносятся законы №2406 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей», №2676 «О внесении изменений в закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» о начислении субсидий пенсионерам и инвалидам», №1165 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями», №3868 «О внесении изменения в статью 13 закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке». Более подробный анализ смотрите в публикации от 5 июля.
Внесение в повестку дня
Всего в повестке дня работы сессии планируется внести более двадцати законопроектов. Но наиболее интересны два: № 4696 «О внесении изменений в регламент Верховной Рады Украины по реализации отдельных положений пунктов 3, 4, 5, 8, 11, а также пункта 10 Рекомендаций миссии Европейского парламента по оценке потребностей, разработанный с целью повышения качества украинского парламентаризма и изложенный в «Докладе и дорожной карте по внутренней реформе и повышении институциональной способности Верховной Рады Украины» (подробнее в публикации от 14 июня), а также №4380 «О налоговом суверенитете Украины и оффшорных компаниях» авторства Юлии Тимошенко. Учитывая, что сам законопроект написан в спешке и не соответствует нормам законотворчества, довольно странно, каким образом он вообще был зарегистрирован. Впрочем, он предлагает установить ряд фискальных ограничений по взаимодействию резидентов и нерезидентов, зарегистрированных в странах-оффшорах и странах с льготным налогообложением прибыли предприятий. Законопроект предлагает определить оффшорные юрисдикции именно законом, в то время как сейчас этот перечень утвержден постановлением правительства. Отдельно заслуживает внимания тот факт, что законопроект предлагает изменить порядок так называемой «малой приватизации» путем ограничения количества участников такой приватизации путем запрета участия нерезидентов, не соответствует общегосударственной политике открытости приватизации. Концепция, предложенная Юлией Владимировной, к сожалению, не отвечает на главный вопрос: каким образом вернуть те средства, которые уже выведены в оффшоры?
Регулирование
Чтобы улучшить правовое регулирование административных процедур, народные избранники предлагают внести соответствующие поправки в ряд законодательных актов путем принятия законопроекта №4216 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия противоправному поглощению и захвату хозяйственных обществ».
А с целью регуляции туристско-миграционных вопросов, Верховная Рада рассмотрит проект №2285 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения правил въезда в Украину, включая временно оккупированную территорию, и выезда из нее». Детальный анализ указанных проектов можно найти в нашей предыдущей статье от 5 июля.
Реформа государственной службы
С целью завершения реформы государственной службы или окончательного ее провала ВРУ должна принять одно важное постановление №4459 «Об определении представителя Верховной Рады Украины в состав Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы», без организации работы этой комиссии новый ЗУ «О государственной службе» так и останется только бумагой, а не воплощенной реформой. Также это постановление стоит отметить, ведь ВРУ предлагает в состав комиссии не заангажированное, подконтрольное лицо или известного коррупционера, а профессионала с безупречной репутацией – руководителя Секретариата КСУ Василькевича Я. И.
Также на этой неделе попытаются снова проголосовать за блок законопроектов по приватизации. Подробнее – в статье от 5 июля.
Аналитическая группа «Левиафан», специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»