Генпрокурор против антикоррупционеров: война страстей и вранья

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

В конце прошлой недели в публичную сферу выплеснулись нешуточные страсти, кипящие в недрах правоохранительной системы. Выплеснулись они на страницы соцсетей в виде прямых взаимных обвинений руководителей ведомств. Суть в двух словах: Генпрокуратура нагрянула с обыском в Национальное антикоррупционное бюро Украины, те жёстко ответили на это генпрокурору. На стороне НАБУ против своего шефа Юрия Луценко выступил антикоррупционный прокурор Назар Холодницкий. А Луценко парировал всем в свойственной ему манере.

Вот радость-то для всякой прокремлёвской нечисти! Как ни противно, но в одном с ними приходится согласиться – они исключительно к месту цитируют фрагмент басни Крылова: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Правда, враги сильной Украины лишь злорадствуют, а мы попробуем разобраться: кто кого в чём обвиняет, почему и какие методы использует для уже не подковёрной, а открытой борьбы. Её градус уже таков, что попахивает отставкой… Холодницкого. Объясню почему.

Фигурировал, фигурировал да не выфигурировал

Пожалуй, впервые конфликт между юристами (да простит нас г-н Луценко) происходит не столько под предлогом разных взглядов на одну проблему, сколько саму проблему каждый описывает по-разному. Проще говоря – кто-то из силовиков явно врёт. Вот это уже точно никуда не годится. Итак, НАБУ якобы незаконно прослушивало гражданина, который не был фигурантом уголовного производства – так заявил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Его заместитель, руководитель специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) [Назар Холодницкий утверждает: детективов НАБУ подозревают в незаконном прослушивании именно фигуранта уголовного производства. Послушайте, ну хотя бы об этом вы могли договориться между собой, господа прокуроры?

В ГПУ назвали причины обысков в НАБУГенеральная прокуратура прокомментировала обыски в Национальном антикоррупционном бюро Украины.

Яблоки от яблонь падают недалеко, как известно, поэтому и пресс-секретарши ГПУ и НАБУ тоже официально сообщали прессе разную информацию об одном и том же. Прокурорственная дама Лариса Сарган заявила, что сотрудники ГПУ таки произвели выемку документов в результате обыска. А вот руководитель пресс-службы НАБУ Дарья Манжура уверяет, что была лишь попытка обыска и ничего не изымалось… За одно только это враньё общественности одна из сторон (лгущая) должна быть жёстко наказана! Или мы разрешим ответственным чиновникам у нас на зарплате врать нам, гражданам Украины? Вот ведь до чего дошло: по одной информации в НАБУ даже вызвали бойцов спецподразделения СБУ «Альфы» (!), а по другой – никакой «Альфы» там не было, зато доблестные силовики НАБУ не дали прокурорским провести незаконные действия (помогли волшебные носки?). Вот, оказывается, как взрослые дяди играют «в солдатиков» и вот где спецназ нужнее, чем в АТО – в коридорах власти в Киеве! Это уже за гранью, господа!

Откуда уши растут

По версии НАБУ и его защитников, ГПУ напала на них сейчас под предлогом защиты несчастного прослушанного гражданина с целью скомпрометировать Бюро и не дать парламентариям принять уже одобренный антикоррупционным Комитетом ВР законопроект о праве НАБУ на прослушку (по решению суда, разумеется, но самостоятельно – без обращения к помощи СБУ). Вообще странно, конечно – почему «длинные уши» не «пришили» НАБУ ещё на этапе создания Бюро? Между прочим, независимый антикоррупционный орган с хорошим слухом – это одно из требований МВФ. В пользу этой версии говорит то, что как предлог для «дружественного огня» использовали уголовное производство ещё шокинской эпохи, от 22 апреля сего года. Назар Холодницкий резонно в своём гневном посте в Facebook пишет: «за четыре месяца можно было основательно исследовать все обстоятельства этого производства, а не организовывать такое действо, которое снижает и так крайне низкое доверие общества к правоохранительным органам».

ГПУ против НАБУ: соцсети обсуждают обыски прокуратуры в Антикоррупционном бюроОбыск ГПУ в Национальном антикоррупционном бюро вызвал бурную реакцию пользователей социальных сетей.

Свою позицию по существу конфликта Юрий Луценко подробно изложил в своей публикации на Facebook, мы же отметим только яркие тезисы. Самый трогательный вот этот: «Не прикрываю ни одного прокурора, наоборот при необходимости одеваю «своим» предателям наручники». Ирония (или сарказм) ситуации в том, что скандальное производство касается как раз «сахарного прокурора» – зампрокурора Киевской области Александра Колесника (помните аферу с сахаром из складов «Аграрного фонда» в Черкасской области на более чем 300 миллионов гривен?). Но кого же прослушивало НАБУ? Об этом никто из участников конфликта не говорит. Правда, собственных возможностей (а не только процессуального права) для съёма информации (как официально называется прослушка) НАБУ не имеет и при необходимости это делает для Бюро СБУ. Так вот в СБУ Луценко тоже грозится прийти, если вдруг это тамошний сотрудник что-то напутал. Но при этом тот же Луценко сообщает, что, собственно, само скандальное дело возбуждено по заявлению… СБУ! Вы хоть что-то понимаете? Я – нет.

О грантоедах и г***плюях

Что ж, и раньше органы недолюбливали друг друга. Об извечной взаимной нелюбви КГБ и МВД известно было в СССР даже простому обывателю, хотя публичную грызню, например, Андропова с Щёлоковым даже представить себе невозможно (а уж как они ненавидели друг друга!). А ведь тогда и войны-то никакой не было (кроме кровавой бойни в Афганистане – ну так то СССР исполнял «интернациональный долг» за своими пределами, самому Союзу всерьёз никто не угрожал). Устроить публичное «мочилово» в отсутствии в стране Президента, зато на фоне тревожных слухов о готовящемся крупномасштабном наступлении русских на Украину – это верх политической безответственности.

Кстати о политической ответственности. Может ли госчиновник, и даже не первое лицо, а пресс-секретарь публично грубить представителям гражданского общества и даже задевать руководителей других ведомств? Может! Если это пресс-секретарь генпрокурора. В публичных постах на Facebook госпожа Сарган уже успела попинать руководителей НАБУ и САП, да ещё и назвать общественных деятелей «грантоедами». Это наверняка камни в огород и Виталия Шабунина и вчерашнего коллеги Юрия Луценко по фракции БПП Сергея Лещенко. Ну допустим, я их тоже считаю таковыми, но я же не являюсь официальным представителем высшего должностного лица государства! И Украина – не Россия, а Лариса Сарган – не Мария Захарова («рот» российского МИД), которая позволяет себе неслыханные по дерзости выпады в адрес неугодных Кремлю российских и зарубежных деятелей.

Театр одного зрителя

Конфликт между правоохранительными органами старой формации и вновь созданными антикоррупционными органами был ожидаем, его даже можно считать неизбежным. Особенно учитывая то, насколько разбалансированы и несовершенны законы: одни (старые) уже штопаные-перештопаные, другие – новые – сырые и требующие значительных доработок. Но тут ещё и много необъяснимого (а значит, мотивы этого от общества пытаются скрыть). Например, зачем ведомство Юрия Луценко учинило именно публичный скандал, а не выяснило всё по-тихому? Оказывается, он лично предупредил об обыске в НАБУ его главу Артёма Сытника ещё накануне. А в день то ли обыска, то ли его имитации Сытник, по его словам, просто попил в кабинете кофе с начальником департамента ГПУ по расследованию особо важных дел в сфере экономики Владимиром Гуцуляком и передал ему лично в руки необходимую справку. И зачем было посылать в НАБУ ещё и новоиспечённого заместителя Гуцуляка – скандально известного Дмитрия Суса? Его обвиняют в заказных делах против «новой генерации ГПУ» – Виталия Касько и Давида Сакварелидзе. Не говоря уже о том, что экономический департамент Гуцуляка-Суса вообще не имеет никакого отношения к делам о прослушке. Ну действительно, они бы ещё инспекторов по делам несовершеннолетних прислали!

Сытник не стал транслировать конкурсы в НАБУ онлайнАртем Сытник провалил обещание вести онлайн-трансляции конкурсных отборов на должности в НАБУ.

Вывод напрашивается только один: наверняка все эти действия – намеренные, с целью максимально раздуть скандал. Тут ГПУ в эффективности не откажешь – цель достигнута! Но главный зритель этого представления вовсе не мы, общество. Всё это делалось для одного зрителя – Главы государства. В своё время ещё его тёзка – император Пётр I – назвал прокуратуру «оком государевым». Заметьте – в единственном числе. А что же это будет, если таких «очей» (независимых полноценных органов) будет много? Просто какое-то политическое косоглазие у государя может развиться! Думается, по замыслу авторов сценария и режиссёров последних скандалов все правоохранительные «очи» должны смотреть строго в одном направлении – заглядывать в рот Президенту. А у антикоррупционеров уже и раньше были стычки с прокуратурой, в частности, с заместителем главного военного прокурора Константином Куликом. Мало того – в НАБУ сказали, что проверяют информацию о возможном незаконном обогащении предшественника Юрия Луценко – Виктора Шокина! Виданное ли дело?!

Кто-то должен уйти

Трения между ГПУ и антикоррупционерами возникали уже не раз. Одно из последних недоразумений – по поводу задержания замминистра здравоохранения Романа Василишина. НАБУ, а вместе с ним и САП, возмутились тем, что дело ведёт «обычная» прокуратура, а не они. В совместном заявлении НАБУ и САП говорится, что должность задержанного относится к категории «А», а преступление, по которому прокуратура Киева осуществляет досудебное расследование, является коррупционным. То есть заниматься им должны именно в НАБУ под процессуальным руководством САП. Это действительно проблема, ведь потом, в судах, дела вполне могут разваливаться из-за того, что досудебное расследование осуществлялось неуполномоченным органом, при этом некачественно, с существенными нарушениями требований УПК Украины. Именно так и произошло в истории с мэром Вышгорода Алексеем Момотом – того, задержанного на взятке в 1 миллион евро (!) суд позднее отпустил именно по этой причине. Ну и о какой борьбе с коррупцией в стране можно говорить при таких «успехах»?

И всё же Юрий Луценко – опытный политик. Раздраконил своего молодого и горячего заместителя Холодницкого, а сам потом написал в упомянутом выше посте на Facebook примирительный пассаж: «интересно будет посмотреть на кульбит агрессивных обвинителей ГПУ (которая, как им показалось, открыла войну с НАБУ) когда следствие ГПУ виновным официально установит НЕ работника НАБУ». И такое очень даже может быть. Зато Холодницкого, что называется, понесло: в своём гневном посте в той же соцсети он обвинил генпрокурора в покровительстве судье-взяточнику. Там есть очень резкие выпады, например: «Генеральный прокурор фактически стал на защиту пшонковских методов расследования, в которых царит кумовство и внепроцессуальный порядок принятия решений в уголовном производстве». Действия своего шефа он назвал «ударом в спину». А о себе сказал: «но самое главное я понимаю, что за мной Закон и народ Украины, который хочет перемен!». Мягко говоря, нескромненько. Это речь уже политика, а не замгенпрокурора, пусть даже главы САП. В общем, похоже, наговорил Назар сполна на увольнение с формулировкой «не сработался с начальством». После Касько и Сакварелидзе увольнение ещё и Холодницкого уже никого не шокирует. Тем более кредитов от МВФ целый год как нет – бояться некого… Но только мучает один вопрос к господам правителям: на этом ваша сказка о борьбе с коррупцией в Украине бесславно закончится безо всяких там «…и жили они долго и счастливо»?

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: