На шопинг в Европу: подешевеют ли подержанные авто?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

С 1 августа вступит в действие закон о снижении ставок акцизного сбора на бывшие в употреблении автомобили. Начиная с понедельника, украинцы смогут купить подержанный автомобиль для собственных нужд в странах Европы, где цены на них значительно привлекательнее, и официально растаможить транспортное средство по более низким ставкам уже на территории Украины.

Народные депутаты и Президент наконец сделали первый шаг для того, чтобы цены на б/у авто из ЕС наконец немного уменьшились. Парадокс, когда европейцы, зарабатывающие больше, имеют возможность купить себе приемлемое средство для передвижения по 5-7 тысяч евро в достаточно хорошем состоянии, тогда как рядовой украинец должен собирать на подобное авто почти 10 лет, постепенно станет историей.

Впрочем, не все так радужно. После принятия законопроекта в Верховной Раде Президент долго его не подписывал. Представители фракции «Самопомощи» даже ошибочно предполагали, что Глава государства наложит вето на данный документ. Их опасения разделяли и эксперты, ведь не секрет, что Петр Порошенко до того, как стать Президентом, активно занимался автомобильным бизнесом и всячески поддерживал отечественного автопроизводителя, преследуя собственные интересы.

Продажа б/у автомобилей: новые правила налогообложенияВерховная Рада изменила правила обложения налогом сделки по продаже автомобилей, бывших в употреблении. Теперь налоговая нагрузка на покупателя такого средства передвижения значительно уменьшается.

Однако Президент таки подписал законопроект, сделав это максимально публичным образом. Правда, перед подписанием внес несколько поправок, которые депутаты уже поддержали. Итак, по мнению Президента и парламента, каждый украинец может купить только один подержанный автомобиль до конца действия закона, гражданам запретят его перепродажу в течение года, а владелец авто должен завезти авто в Украину лично.

Закон будет действовать до конца 2018 года, однако «окно скидок» будет работать чуть больше года: дело в том, что согласно документу, завозить в Украину можно будет подержанные авто, которые соответствуют экологическим стандартам «Евро-5» (то есть не старше 2010 года). А уже с 1 января 2018 года Украина переходит на стандарты «Евро-6», а значит выбор б/у авто из ЕС значительно сузится, а сами транспортные средства значительно подорожают. К тому же, воспользоваться льготными условиями по закону, украинцам можно будет не чаще, чем один раз в год. Фактически, наиболее выгодно приобрести авто можно будет в период с 1 августа 2016-го по 1 января 2018 года.

За покупками в Европу

Главная интрига заключается в том, действительно ли украинцы сломя голову отправятся за границу за подержанными европейскими автомобилями. Предприимчивые делки уже больше месяца рекламируют свои услуги на различных тематических сайтах по продаже автомобилей, на которых предлагают украинцам «шопинг-тур» по крупнейшим автомобильным рынкам Европы с предложением подобрать авто для себя.

Различные предложения «пригнать» авто из Европы существуют уже много лет: раньше покупатель мог заказать желаемое авто у посредника, который договаривался о его покупке и «перегонял» на границу с Украиной. Стоимость подобной услуги колебалась в пределах 300-1000 евро в зависимости от класса автомобиля и пожеланий будущего владельца. И позволить подобные «схемы» себе мог далеко не каждый, ведь стоимость «растаможки» могла быть вдвое больше самой покупке. Поэтому подобный вариант выбирали или ценители европейского качества авто, которые считали, что подержанный автомобиль из Европы все равно будет гораздо лучше отечественного автопрома, или же бывшие в употреблении авто покупали жители приграничных территорий, которые имели возможность регулярно возвращаться на нем в Европу и пользоваться нерастаможенным авто.

Пошлины на импорт: станет ли реально украинцам купить б/у автомобиль? ЭкспертыЭксперты прокомментировали инициативу Кабмина об отмене пошлины на импорт для б/у автомобилей.

Сейчас услуги по «автошопингу» стартуют от 200 до 500 евро. За эти деньги посредники предлагают клиентам заказать для них билеты на самолет или поезд, забронировать отель, сопровождать их на автобазар и помочь сделать правильный выбор. Конечно, остальные расходы ложатся на плечи будущего автовладельца. Согласно новому закону, наиболее выгодной станет покупка автомобилей с объемом двигателя до 1 литра и от 1 до 2. Акциз на машины с объемом бензинового двигателя до 1 литра составит 0,102 евро за 1 куб. см против нынешней ставки в 1,094 евро (разница в 11 раз), от 1 до 1,5 литров – 0,063 евро (сейчас – 1,367 евро; разница в 20 раз), от 1,5 до 2 литров – 0,267 евро (сейчас – 1,643 евро; разница в 8 раз).

Несмотря на то, что подержанный автомобиль стоимостью в 10 тысяч евро украинцы теперь смогут растаможить на 3500-4000 евро дешевле, эксперты предупреждают о ряде опасностей и подводных камней при подобного рода шопинге по странам Европы. Прежде всего, рынок б/у авто в ЕС значительно больше, чем отечественный. А это значит, что это и больше угнанных авто, так называемого «автохлама» и «утопленников». Помочь разобраться рядовому гражданину могут и посредники, однако гарантировать качество купленного авто и порядок с документами не сможет никто. Проблемы с документами могут возникнуть уже на границе с Украиной, а всевозможные «технические» проблемы со временем могут стоить тех же сэкономленных нескольких тысяч евро.

Сомнительная выгода?

Конечно, часть украинцев таки попытаются приобрести авто за рубежом и растаможить его по сниженной акцизной ставке уже в Украине. Впрочем, бума на автошопинг-туры эксперты не ожидают.

Во-первых, препятствием станет то, что ехать за машиной нужно будет лично. Не каждый гражданин свободно чувствует себя на любых иностранных рынках или магазинах без знания языка страны, в которой он хочет осуществить покупку. Услуги посредника обойдутся в дополнительные расходы, а это уже минус к экономии.

Украина вводит дополнительные пошлины на российские автоУкраина с 3 января 2016 года вводит дополнительные ввозные пошлины на автомобили российского производства.

Во-вторых, на пути может стать все те же финансовые ограничения, ведь утверждая закон, парламентарии позаботились, чтобы в Украину завозились подержанные авто не старше 2010 года. А цены на них, по расчетам экспертов, все равно недосягаемы для большинства украинских граждан. «Верховная Рада убрала с авто до пяти лет акциз и все радуются, хотя эти авто (до пяти лет) в ЕС дорогие и никто сюда не повезет! Где логика? Хотите сделать людям дешевые авто? Так снимите ограничения «Евро-5» и «6», и тогда люди привезут дешевые авто», – отметил на своей странице в Facebook генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. К слову, после 1 января 2018 года выбор украинцев вообще сузится, ведь даже в Европе подержанные авто по стандартам «Евро-6» могут быть еще достаточно дорогими. Если учесть гривневые доходы и соотношение с курсом евро, то даже средняя цена в 10 тысяч евро за хороший подержанный автомобиль может быть неподъемной для большинства украинцев: в пересчете по курсу она составит около 300 тысяч гривен. К примеру, цена на отечественный новенький «ЗАЗ Forza» в салонах стартует от 190 тысяч гривен.

Мининфраструктуры урегулировало регистрацию автомобилейМинистерство инфраструктуры Украины урегулировало процесс сертификации транспортных средств в стране.

В-третьих, для поездки за дешевым авто украинцам придется оформлять визы в страны Шенгенской зоны. А это и дополнительное время, и дополнительные расходы, и необходимость продемонстрировать посольствам и консульствам искренность своих намерений и «прозрачность» источников своих доходов. Данный аспект также демотивирует значительный процент потенциальных покупателей.

На самом деле, по мнению экспертов, новый закон вряд ли будет побуждать украинцев массово ехать на закупку подержанных авто в страны ЕС. Документ может помочь растаможить по более привлекательным ценам авто, которыми уже пользуются. Так, в пояснительной записке к законопроекту, нардепы указывают на то, что те авто со стандартом «Евро-5», которые уже завезены и находятся в режиме транзита, их владельцы смогут растаможить, что принесет дополнительные 300 млн грн поступлений в Бюджет. Следует также отметить, что подписанный закон вряд может стать предвестником создания действительно развитого рынка б/у авто из Европы на территории Украины, ведь парламентарии внесли в него целый ряд существенных ограничений.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: