Экономическая интеграция с рынком ЕС в ближайшее время коснется и желающих приобрести подержанное авто. Речь идет о нормах Соглашения об ассоциации, согласно которым с 1 января 2016 года в Украине будет запрещен ввоз автомобилей, не соответствующих экологическим требованиям стандарта «Евро-5».
Этот экологический стандарт для двигателей был введен для всех легковых авто в Европе в 2009 году, главная его суть - уменьшение вредных выбросов в атмосферу (нормы по выбросам СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NOy до 0,06 г/км). При этом, важное замечание - для всех автомобилей, которые не соответствуют классу «Евро-5», необходимым будет обязательное переоборудование двигателя.
Сколько таких авто в Украине – подсчитать сложно. Однако если проанализировать данные нескольких самых популярных сайтов по продаже авто, то можно прийти к выводу - среди объявлений о продаже подержанных авто, 75% из них составляют именно транспортные средства, которым более 5 лет.
Не секрет, что автомобильный парк украинцев достаточно устарел. Большинство граждан пытаются купить качественные подержанные авто из Европы, однако растаможка таких транспортных средств - дело не дешевое. Впрочем, большинство автомобилистов предпочитают именно иномарки, пусть и бывшие в употреблении, ведь такие транспортные средства сделаны качественно и стоят немного дешевле, чем новые авто отечественной сборки.
Пока в Украине действует экологический стандарт «Евро-4». Однако новые изменения могут коснуться львиной доли автовладельцев. Кроме того, новые правила ввоза авто не старше 5 лет безусловно скажутся и на рынке автопродаж.
Надеяться на то, что украинцы массово начнут покупать новые транспортные средства – будь то иностранного производства, или отечественного – в автомобильных салонах, не стоит. Сейчас средняя стоимость хорошего нового авто составляет около 250 тысяч гривен, а это около 50 средних месячных столичных зарплат. То есть киевлянину со средним стабильным заработком, который поставил цель купить авто и ежемесячно на это откладывать 5 тысяч гривен, придется ждать заветной покупки более 4 лет. Гражданам из других регионов на новое авто придется собирать около 6-7 лет. На автокредитование при нынешней экономической ситуации, курсовой нестабильности, кризисе в банковской сфере и заоблачных процентных ставках надеяться не приходится.
Что же будут делать украинцы? Некоторые откажутся от покупки авто, а некоторые - попытаются переоборудовать двигатели со стандарта «Евро-4» на «Евро-5». К тому же, как известно, если что-то запрещают, всегда найдутся способы, как обойти такой запрет. И люди, которые захотят на этом заработать - например, устроить доходный бизнес. Автомобили никуда не исчезнут, возрастет стоимость переоборудования, что впоследствии приведет к новому подорожанию б/у авто. Впрочем, сейчас ситуация несколько иная. Мониторинг цен на сайтах по продаже авто показывает: стоимость транспортных средств,которым более 5 лет, несколько упала именно потому, что новым владельцам придется их переоборудовать, а значит - вкладывать дополнительные средства.
Вопрос о переоборудовании автомобилей - вообще отдельная тема. Что касается двигателей, то фактически их переоборудовать где бы то ни было, кроме как на заводе-производителе, невозможно. Можно попробовать переоборудовать топливную систему, однако это возможно сделать не в каждом автомобиле. Более того, не каждая СТО возьмется за такой апгрейд, и уж точно стоить такая процедура будет немалых денег. Более того, такая переоборудованная топливная система в авто с пробегом сможет функционировать по новому стандарту максимум на дистанции 120-150 тысяч км, после чего снова перестанет соответствовать требованиям «Евро-5». Еще один нюанс - в Украине далеко не все топливо соответствует указанным экологическим стандартам, что приводит к более быстрому износу топливной системы двигателя.
Очевидно, есть другой, более легкий способ решить ситуацию с новыми экологическими требованиями для авто, которым не преминут воспользоваться ловкие «бизнесмены» - это подделка сертификата соответствия автомобиля стандарту «Евро-5».
Чтобы решить проблему правовым методом и не привести к окончательному коллапсу не только рынок отечественного автопроизводителя и импортеров, но и б/у авто, необходимо срочно начать вносить изменения на законодательном уровне. В этом вопросе уже есть хорошие новости для автовладельцев: в парламенте зарегистрирован и внесен на рассмотрение законопроект №2085 «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств (касательно ввоза транспортных средств, которые отвечают экологическим нормам «Евро-4» и «Евро-5»)». Автор законодательной инициативы - народный депутат из «Блока Петра Порошенко» Николай Фролов. Фактически, документ предусматривает «отсрочку» графика перехода от стандартов «Евро-4» на «Евро-5», а также с «Евро-5» на «Евро-6». «Предлагается разрешить после 1 января 2016 года ввоз в Украину, производство и регистрацию транспортных средств, которые имеют действующий сертификат или другой документ о подтверждении соответствия, выданный до 31 декабря 2015 года, в соответствии с законодательством Украины, подтверждающий, что конструкция данного транспортного средства соответствует экологическим нормам не ниже уровня «Евро-4», а также после 1 января 2018 года ввоз в Украину, производство и регистрацию транспортных средств, которые имеют действующий сертификат или другой документ о подтверждении соответствия, выданный до 31 декабря 2017 года в соответствии с законодательством Украины, подтверждает, что конструкция данного транспортного средства соответствует экологическим нормам не ниже уровня «Евро-5», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Правда, как объяснить партнерам по ЕС необходимость такой «отсрочки» - пока не ясно. Очевидно, это будет противоречить нормам Соглашения об ассоциации. Однако если этого не сделать, автомобиль, даже бывший в употреблении, станет большой роскошью для рядового украинца. Ведь тогда граждане вынуждены будут покупать новые машины, что не каждому по карману, или переоборудовать старые – что также вызывает сомнения. Рынок подержанных авто может вообще остановиться или перейти «в тень», ведь продавцы не захотят даром продавать свои авто, которым больше 5 лет, а покупатели - покупать подержанный автомобиль, который придется переоборудовать, тратя время и деньги.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»