5 тысяч евро на средство передвижения: когда украинцы смогут позволить себе подержанный автомобиль из Европы?

Читати українською
Народным депутатам необходимо написать законопроект, который упростил бы ввоз и удешевил растаможку бывших в употреблении автомобилей.

Беспочвенные обещания нынешней власти провести долгожданные реформы и изменить жизнь к лучшему постепенно начинают не на шутку раздражать рядовых украинцев. Качество жизни не меняется, оно только дорожает. Казалось бы, некоторые решения лежат на поверхности, нужно только проявить политическую волю и принять соответствующие изменения в законодательство. Одним из таких изменений является создание благоприятных условий для украинских граждан для ввоза из Европы относительно нестарых б/у автомобилей.

Не секрет, что сегодня растаможить качественную и не слишком дорогую машину, купленную в Европе, на территории Украины стоит столько же денег, как и купить совершенно новый, якобы «отечественный» автомобиль. Долгие годы так называемое автопромышленное лобби якобы защищало отечественного производителя автомобилей. При этом, абсолютно всем известно, что собственное «производство» – это, как правило, крупноузловая сборка автомобилей с использованием преимущественно импортных запчастей. За 23 года независимости украинцы так и не получили собственный автомобильный бренд, который мог бы на равных конкурировать с мировыми автопроизводителями по качеству, удобству и экономичности передвижения.

С другой стороны, автомобильные импортеры, понимая, что их продукция является более качественной, фактически превратили покупку зарубежного авто в мечту для рядового украинца. Ранее ставка делалась на автокредитование, однако после 2008 года банковская система так и не сумела оправиться настолько, чтобы снова выдавать дешевые кредиты для покупки новых импортных автомобилей. Фактически, украинцев продолжают обманывать, заставляя выбирать между двумя худшими вариантами: либо покупать не слишком качественный «отечественный» автомобиль, или долгие годы экономить валюту для покупки более качественных иностранных брендов. На самом деле Украина не имеет собственного полноценного производителя автомобилей, а борьба за потребителя идет фактически между двумя группами импортеров: одни завозят качественные авто за кругленькую сумму из-за границы, другие – импортируют «полуфабрикат» и кое-как собирают его на наших заводах, используя дешевую рабочую силу украинцев.

Сначала немного красноречивой статистики. Как свидетельствуют данные Ассоциации автопроизводителей Украины, общее производство автомобилей в Украине в 2014 сократилось более чем на 40 процентов по сравнению с показателями 2013 года и составило всего 28 тыс. 751 единиц. При этом, легковых автомобилей было изготовлено 25 тыс. 941 единиц. Анализируя статистику, сталкиваешься с очень интересными цифрами: так, на «Запорожском автомобильном заводе» в ноябре 2014 года было произведено 212 автомобилей, а в декабре – только 3! При этом, не было произведено ни одного грузовика или автобуса. Для сравнения, в 2013 году дела у завода шли несколько лучше: в ноябре было изготовлено 2014 легковых авто, в декабре – 2 тыс. 419 единиц.

Примерно такую же динамику демонстрируют и другие отечественные автопроизводители. Экономический кризис ударил и по импортерам: их показатели упали еще сильнее. Так, импорт легковых автомобилей в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократился на 64% и составил 62,6 тыс. автомобилей. При этом основная доля импорта – это ввоз именно новых авто, каждое из которых в среднем подорожало на 2 000 долларов. Тогда как импорт подержанных легковых автомобилей составил скромные 7%.

Экономический кризис заставляет все большее количество украинцев покупать бывшие в употреблении авто на внутреннем рынке. Однако, несмотря на реалии, стоимость даже 5-10-летних автомобилей остается высокой. Чтобы приобрести исправный 5-летний автомобиль с пробегом до 150 тысяч км и объемом двигателя до 2 литров, в среднем украинцам нужно будет выложить не менее 10 тысяч долларов, или около 220 тысяч гривен. Помня о том, что по состоянию на 2015 год средняя зарплата в Украине составляет чуть больше 3 тысяч гривен, экономить всю зарплату на покупку авто украинцу необходимо около 73 месяцев, или 6 с лишним лет.

Стоит упомянуть о еще одном красноречивом примере того, что государство не только не заботится о своем гражданине, но и умышленно усложняет все возможные варианты как можно дешевле приобрести подержанный автомобиль за рубежом. Так, в 2014 году нардепы вернули акциз на переоборудованные легковые автомобили, которые были завезены из-за границы как коммерческие. В Украине уже несколько лет существовала развитая сеть небольших предприятий, которые за отдельную плату могли переоборудовать коммерческое авто в пассажирское. При этом, украинцы пытались использовать данную возможность себе на пользу, ведь растаможка таких авто стоила дешевле, а после его переоборудования можно было получить вполне полноценный пассажирский автомобиль.

Терпение автомобилистов не безгранично. Что же делать? В сложившихся условиях следует честно признаться: пациент скорее мертв, чем жив. Поэтому не стоит изобретать велосипед – решение лежит на поверхности. Необходимо наконец максимально упростить процедуру и удешевить растаможку б/у автомобилей из Европы для наших граждан. Остается выполнить только 2 условия: написать качественный законопроект и проголосовать его в парламенте. Аргументы по защите отечественного автопроизводителя и наполнению бюджета – больше не актуальны. На самом деле разрешение украинцам ввозить больше подержанных автомобилей из-за границы автоматически привело бы к увеличению поступлений в Бюджет.

Сейчас, чтобы растаможить подержанную машину, приобретенную за рубежом, украинцу придется:

1) оплатить спецпошлину. Эта цифра будет разной для каждого авто и зависит от возраста и объема двигателя. Ставка специальной пошлины для транспортных средств с объемом двигателя 1,5-2,2 куб. см составляет 4% от таможенной стоимости товара. 2) заплатить 10% ввозной пошлины, 5% – компенсационной пошлины, 20% НДС от таможенной стоимости транспортного средства, независимо от объема двигателя и возраста авто.

К примеру, стоимость растаможки 5-летнего авто с 2-литровым двигателем, который был приобретен за 5 тысяч евро, составит около 6,5 тыс. евро. Таким образом, покупка подержанного авто в настоящее время является экономически абсурдной для украинцев, а учитывая нынешний курс валют – может считаться роскошью (почти 12 тысяч евро по нынешнему курсу 26 грн/евро – 312 тысяч гривен).

Эксперты давно советуют если не отменить полностью, то хотя бы снизить акцизные ставки и количество других налогов. Например, возможно оставить ставку таможенной пошлины в 10%. Кстати, после вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, таможенная ставка на ввоз новых авто должна постепенно сокращаться в течение 10 лет и в 2025 году – вообще исчезнуть. Правда, данная норма не касается подержанных авто. Кроме того, выглядит бессмысленной уплата НДС и компенсационной пошлины. А вот ставку акцизного сбора можно уменьшить и дифференцировать – по примеру соседней Молдовы. Так, в соседней с Украиной стране, акцизная ставка на самые популярные авто с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см до 7 лет составляет 0,52 евро за каждый куб. см. Чем старше авто, тем выше акцизная ставка. В то же время в Украине за авто с такими же параметрами придется заплатить 1,36 евро за каждый куб. см акциза, то есть почти в 3 раза больше.

Нет сомнений, что написать законопроект, который упростил бы ввоз и удешевил растаможку б/у авто – не проблема. В стране найдутся тысячи юристов, которые специализируются по вопросам таможенного законодательства. Правда, законопроекту, который можно было бы удачно использовать накануне очередных выборов, пока не хватает поддержки со стороны общественности. Если бы данная тема получила широкую огласку и системное упоминание в СМИ, а также объединила в едином стремлении всех автомобилистов Украины, в Верховной Раде уже в течение нескольких месяцев нашлось бы необходимое количество голосов для принятия соответствующей инициативы.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: