Технократы по-украински: почему в Украине нет своего Лешека Бальцеровича и где его искать?

Читати українською
Александр Радчукполитолог

За последние несколько месяцев правительственно-парламентского кризиса украинцы уже успели изучить новое для них слово «технократы». Мол, именно эти мифические антикризисные менеджеры займут места нелепых политиков во власти и выведут страну из длительного пике. Однако подобные фантазии сразу разбиваются о жестокие реалии.

Во-первых, политики не собираются так просто уступать свое место никому неизвестным «технократам»; во-вторых, сами «технократы» выставляют свои требования, которые недопустимы для большинства политиков и в принципе невозможны для выполнения в действующей системе государственной власти; в-третьих: а кто эти «технократы», из какой среды они придут, кто их будет «продвигать» и какова их личная мотивация работы на государство?

Кабмин Яценюка никогда не был технократическим правительством – экспертПолитолог прокомментировал заявление главы Минэкономразвития о том, что кадровые ротации в правительстве могут привести либо к провалу, либо к выигрышу.

Все эти вопросы становятся вдвойне актуальными, если вспомнить многочисленные скандалы с демаршами и отставками чиновников/министров в нынешнем правительстве Арсения Яценюка, которые шли работать в Кабмин также с позиций тех самых «технократов». Более того: если уж Украина переживает такой тяжелый кризис, а действующие политики при власти не способны навести порядок, то почему раньше не уступили свои места настоящим профессионалам, которые знают как и способны вывести страну из кризиса?

Почему в Украине до сих пор нет своего Лешека Бельцеровича и где его искать? Кстати, бывший польский премьер, автор и практический создатель «шоковой терапии» в Польше в 90-х годах прошлого столетия уже отказался от предложения, которое якобы было адресовано ему со стороны Администрации Президента, возглавить новое украинское правительство «технократов».

Зато в экспертной среде в контексте наиболее вероятной кандидатуры на звание так называемого «технократического» премьер-министра чаще всего вспоминают имя нынешнего министра финансов Наталью Яресько. Впрочем, голосов для поддержки ее кандидатуры в парламенте пока нет, и это создает дополнительные преимущества другим кандидатам на должность нового главы Кабмина - конечно, из среды политиков. Пока наиболее компромиссной фигурой среди «политических» кандидатов является фамилия соратника президента и нынешнего спикера парламента Владимира Гройсмана. Правда, ни один из них, по мнению экспертов, не сможет предложить обществу конкретных реформаторских достижений по ряду причин.

Технократы vs реформаторы

Заместитель Пивоварского: «правительством технократов» прикрыли дерибан в странеЗаместитель министра инфраструтуры Роман Хмиль заявил про отсутствие какой-либо политической воли к процессу проведения реальных реформ.

На самом деле, в современной истории не так много положительных примеров функционирования так называемых правительств «технократов». Именно это греческое слово состоит из двух значений - «власть» и «мастерство». Как правило, во власти технократы появлялись в кризисные моменты в истории той или иной страны, чтобы прежде всего спасти или коренным образом перестроить экономические отношения в отдельно взятом обществе. В данном контексте речь не шла о политической целесообразности, а исключительно о деятельности антикризисных менеджеров, которые могут предложить оптимальные пути выхода из сложной ситуации. Эти меры вовсе не означают 100% успех тех или иных начинаний, однако призваны в корне изменить социально-экономические отношения между людьми.

В идеале, в украинских реалиях, правительство технократов должно состоять из высококвалифицированных менеджеров, которые уже имели опыт управления в кризисных ситуациях в той или иной области. Эти специалисты не должны иметь краткосрочных политических амбиций, пользоваться уважением и авторитетом в определенной отраслевой среде специалистов/экспертов, должны получать достойную оплату за свой труд и иметь идеальную «кредитную историю» - то есть пользоваться доверием в обществе, иметь безупречную репутацию. Такие люди действительно есть, впрочем, они очень редко ассоциируют себя с политикой, а тем более - со сферой государственного управления.

К сожалению, несмотря на существование в Украине большого количества учебных заведений и государственных институтов по подготовке подобных кадров - их качество и количество вряд ли является удовлетворительным и достаточным, что и приводит к необходимости приглашать подобных специалистов из-за рубежа.

Яресько может отказаться работать в Кабмине ГройсманаПолитолог предположил, согласится ли глава Минфина Наталья Яресько работать в новом правительстве.

Кроме того, правительство технократов должно получить безоговорочный мандат на изменения от общества, что, как правило, не происходит за пределами избирательного процесса. Возникает закономерный вопрос: как в обход процедуры выборов, предоставить новым чиновникам право осуществлять коренные реформы? Тем более, если такие изменения должны затронуть и интересы действующих политиков?

Пока фракция «Самопомощь» стала единственной в парламенте, которая заявила о поддержке правительства «технократов» во главе с Натальей Яресько. «Досадно то, что фракция «Самопомощь», оставаясь в оппозиции, оказалась единственной фракцией, которая готова была поддержать технократическое правительство во главе с Натальей Яресько. Так же печально наблюдать за попытками наших коллег в парламенте спрятаться от ответственности за невозможность поддержать идею правительства независимых, «ничьих» людей », - говорится в официальном заявлении партии.

Сама министр финансов обнародовала свой короткий список критериев для формирования подобного «технократического» Кабмина: отсутствие политического «бэкграунда» и безупречная репутация; нетерпимость к любым проявлениям коррупции; отсутствие политических амбиций; соблюдение плана реформ, согласованного в Соглашении Украины с ЕС об ассоциации и договоренностями с МВФ; высокая квалификация и опыт успешного реформирования и управления организациями.

Владимир Гройсман: от мэра до премьера«Слово и Дело» проанализировало весь политический путь Владимира Гройсмана, чтобы показать, как потенциальный премьер-министр выполняет свои обещания.

Сейчас логика принятия решения по кандидатуре нового премьер-министра сплошь подстроена под поиск необходимого количества голосов в сессионном зале парламента. Лидером по потенциальному количеству голосов является именно Владимир Гройсман. Так, поддержать его кандидатуру могут все пять фракций бывшей коалиции. Правда, каждая из них выдвигает ряд требований. Например, «Самопомощь» проголосует за кандидатуру Гройсмана только в случае избрания неполитического Генпрокурора, формирование нового состава ЦИК и принятия закона о выборах на пропорциональной основе с открытыми списками.

«Народный фронт» готов рассмотреть подобный формат только в случае назначения их представителя (предварительно им может быть Андрей Парубий) спикером парламента. В то же время, «Батькивщина» отказывается от делегирования своих представителей в новое правительство, а «РПЛ» - не исключает своей поддержки Владимиру Гройсману, однако считает необходимым сначала создать новую коалицию. «Без коалиции Гройсман может набрать голоса: договорятся с олигархическими группами, договорятся с внефракционными и насобирают не 226, а 256 голосов, но Конституция предусматривает, что кандидатуру премьера подает коалиция. И с этим большие проблемы, потому что никто не хочет заходить в коалицию под Гройсмана», - подчеркнул лидер «радикалов» Олег Ляшко.

Пока продолжаются кулуарные договоренности по поиску необходимого количества голосов для поддержки нового премьера, лидер фракции «БПП» Юрий Луценко уже предупредил нардепов о необходимости скорейшего преодоления политического кризиса уже на следующей неделе. Иначе, по словам Луценко, «единственный путь для изменений в Украине лежит через досрочные выборы, что является большой угрозой дестабилизации».

Переговоры вместо программы действий

Эксперты не видят в создании правительства технократов панацеи от всех бед. По мнению политологов, реализовать подобный сценарий в парламентско-президентской модели правления будет невозможно, ведь рано или поздно «технократам» для внедрения изменений потребуется поддержка Верховной Рады, в которой может просто не хватить необходимого количества голосов за ту или иную инициативу.

Именно поэтому сейчас имеем уже привычную для украинской политической традиции ситуацию, когда одна из ветвей власти пытается взять инициативу по изменениям в государстве на себя. Речь идет о постепенной перестройку властной вертикали под Президента. Ведь в случае одобрения кандидатуры Владимира Гройсмана, вся полнота власти и ответственность за дальнейшее внедрение реформ переходит на пропрезидентскую команду.

Гройсман рассказал, кого видит в своем правительствеВладимир Гройсман заявил, что готов возглавить Кабинет министров и назвал фамилии потенциальных членов правительства.

Одним из очень интересных фактов, который должен насторожить украинцев больше всего является то, что ни Наталья Яресько во главе правительства «технократов», ни Владимир Гройсман во главе «новых реформаторов» публично не предложили своей программы действий на посту нового главы Кабмина. Наталья Яресько очень кратко упомянула, что таким планом действий могут быть программа МВФ и Соглашение об ассоциации с ЕС, тогда как Владимир Гройсман ни слова по этому поводу не сказал. Будет ли выполняться старое Коалиционное соглашение, будет ли новое - усовершенствованное, будет ли новый план действий правительства, каковы приоритеты, что необходимо менять в первую очередь, в последующую и так далее - ответов на все эти простые вопросы нет по сей день.

Приходится констатировать печальную реальность: осуществить желаемые изменения в стране только самим фактом создания и усилиями так называемого «правительства технократов» без новой полной перезагрузки власти в Украине не удастся. С другой стороны, возможно, именно подобный затянувшийся политический кризис и заставит неравнодушных украинцев с соответствующими квалификациями брать ответственность на себя и идти в политику с целью проведения коренных изменений?

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...
Загрузка...