Вечером 16 декабря помощник генерального секретаря НАТО по оборонным инвестициям Патрик Оруа и первый замсекретаря СНБО Олег Гладковский в Брюсселе подписали документ под названием «Дорожная карта НАТО-Украина в сфере оборонно-технического сотрудничества». Документ предусматривает ключевые действия и утверждает перечень приоритетных направлений сотрудничества Украины и Североатлантического Альянса в 2016 году. В частности, эти приоритеты будут включать меры по улучшению оборонительных возможностей Вооруженных сил Украины; сотрудничество в области стандартизации и кодификации; трансформации оборонной промышленности Украины; участие Украины в оборонной инициативе НАТО Smart Defence; углубление сотрудничества между НАТО и Украиной в оборонных научных и технических разработках; профессиональное развитие украинского персонала, участвующего в оборонно-технической кооперации с Альянсом.
А уже на следующий день состоялась встреча Президента Украины Петра Порошенко с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Очевидно, Украина все активнее демонстрирует свои намерения присоединиться к программам безопасности НАТО, ведь другого пути реформировать свою армию согласно лучшим мировым образцам и противостоять агрессивным выпадам России пока нет. Конечно, дипломатические потуги в направлении продолжения переговоров в формате Минских мирных договоренностей продолжатся. Кроме того, санкции против лиц и политики нынешнего Кремля продолжаются, а США уже неоднократно отмечали свою четкую позицию по поводу недопустимости признания аннексии Крыма.
Последние социологические опросы показывают все большую приверженность украинцев к идее интеграции в систему безопасности Альянса. Так, согласно социологическому опросу, проведенному в конце ноября фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива, КМИС и «Центром Разумкова», 46% опрошенных считают, что присоединение к НАТО – это лучший способ обеспечить национальную безопасность Украины. Также социологи зафиксировали неуклонный рост доли сторонников интеграции в НАТО среди украинцев: в 2012 году на НАТО как источник безопасности надеялись лишь 13% украинцев, в мае 2014 года – уже 33%, в декабре 2014 года – 44%. Кроме того, в случае проведения референдума относительно членства в НАТО 75% участников голосования готовы были бы поддержать присоединение Украины к Альянсу. Несмотря на активную пропаганду России и на неподконтрольных территориях Донбасса и в аннексированном Крыму, все же большинство украинцев осознали источник опасности и связывают будущую стабилизацию ситуации на востоке Украины с развитой, современной, сильной армией, которая может стать таковой только благодаря сотрудничеству со странами-членами НАТО.
Осторожное оживление
В последние месяцы руководство НАТО оживило переговоры о возможном вступлении в Альянс с европейскими странами. Прежде всего, речь идет о предложении генсека организации власти Черногории присоединиться к системе безопасности Альянса. И это при том, что страна объявила о своей независимости только в 2006 году. Следует отметить, что это первое предложение о расширении, которое звучит от руководства НАТО за последние 6 лет. На Балканах союзниками Альянса ранее стали Албания, Хорватия и Греция. Кроме того, переговоры о присоединении к программе индивидуального плана партнерства ведет Сербия.
В этом году руководство Украины впервые проявило единство в своей позиции относительно интеграции в НАТО. Однако, несмотря на значительную поддержку (прежде всего со стороны США), в Украине не слишком публично развивают эту тему. Именно поэтому большинство шагов и заявлений, касающихся интеграции в структуры Альянса, остаются незамеченными в публичной плоскости. Так, на днях, во время визита президента Польши Анджея Дуды в Киев стороны согласовали дальнейшие совместные шаги в военно-промышленном сотрудничестве. Стоит отметить, что Польша, которая является членом Альянса с 1999 года, будет принимать в следующем году саммит НАТО, и Дуда официально пригласил Украину принять участие в мероприятии. «Польша будет хозяином саммита НАТО в 2016 году в Варшаве. Я бы очень хотел, чтобы Украина присутствовала на этом форуме, чтобы присутствие Украины на этом мероприятии было полноценным», – отметил польский президент.
Важность военного и оборонного сотрудничества с Польшей для Украины заключается в том, что именно на базе этой европейской страны в сентябре 2014 года было принято решение сформировать пункт боевого управления новых сил сверхбыстрого реагирования НАТО. Тогда же было принято решение о продолжении сотрудничества между Литвой, Польшей и Украиной по созданию многонациональной польско-литовско-украинской бригады, которая будет участвовать в выполнении различных миссий под эгидой НАТО, ООН и ЕС. Общая численность бригады составит около 4,5 тысяч солдат. Не исключено, что именно на базе этой бригады будет сформирован миротворческий корпус ООН на Донбассе в случае утверждения такого решения.
Эта неделя также ознаменовалась началом работы первых двух (из всего пяти) трастовых фондов НАТО, которые будут помогать Украине улучшать обороноспособность своих Вооруженных сил. Первый фонд будет заниматься вопросами помощи в вопросах логистики и стандартизации украинской армии с силами НАТО, второй – предназначен для улучшения в сфере медицинской реабилитации военных, получивших ранения в зоне проведения АТО. Начало работы остальных трастовых фондов планируется в 2016 году. Финансирование фондов запланировано на срок в 2-3 года: всего Украина должна пройти путь модернизации своих вооруженных сил до 2020 года. Финансирование следующих трастовых фондов будет связано с модернизацией систем связи и усилением кибербезопасности.
Еще в сентябре Петр Порошенко во время обсуждения новой военной доктрины поставил задачу перед Минобороны и правительством – до 2020 года полностью подготовить украинскую армию к стандартам НАТО. Министр обороны Степан Полторак сообщил, что в ВС уже введены 115 нормативов Альянса, кроме того – разработан перечень из 402 стандартов, которые будут внедрены в ближайшее время. Сама военная доктрина предполагает не только достижение соответствия всем критериям военных сил Альянса, но и вступление в НАТО.
В декабре планы Президента официально поддержали и в Кабмине: правительство утвердило годовую программу сотрудничества с НАТО, приоритетной задачей которой является достижение стандартов Альянса, что «должно обеспечить возможность приобретения в будущем членства Украины в Североатлантическом альянсе с целью получения действенных гарантий государственного суверенитета и территориальной целостности Украины».
Ответ России
Сотрудничество между РФ и НАТО было приостановлено еще в 2014 году. Министр иностранных дел Сергей Лавров в начале этого года высказывал позицию, что Россия готова вернуться к сотрудничеству с НАТО, когда к этому будут готовы в самом Альянсе. Впрочем, руководство международной организации по безопасности не спешит налаживать любые связи с РФ. Причина – события в Украине, в частности ситуация на Донбассе и аннексия Крыма. Во время саммита в Уэльсе в сентябре 2014 года лидеры стран НАТО осудили военное вторжение России в Украину, выступили с требованием прекращения незаконной оккупации Крыма, а также дальнейшего воздержания от агрессивных действий против Украины, включая вывод российских войск.
Интересно, что еще год назад президент РФ Владимир Путин во время общения со СМИ говорил об отсутствии каких-либо российских вооруженных формирований на территории Донбасса. То же было и с аннексией Крыма, которая посуществлялась силами регулярной российской армии без опознавательных знаков (так называемые «зеленые человечки»). Впоследствии Путин признал присутствие российских войск в Крыму. А уже на днях, во время пресс-конференции, отвечая на вопрос украинского журналиста о планах РФ на Донбассе, он признал и присутствие «отдельных специалистов» из российской армии на территории Украины. «Но там нет частей регулярной российской армии. Почувствуйте разницу», – отметил российский президент.
Скрывать присутствие войск РФ на территории Донбасса становится все труднее. Объявленная мобилизация в ряды сепаратистов, которая должна состояться весной 2016 года на территории квазигосударственных образований «ДНР/ЛНР», будет провальной. Поэтому российским властям нужно либо идти на компромиссы, либо нашпиговывать территорию «республик» своими войсками с перспективой дальнейших наступательных действий. Учитывая постепенное падение уровня российской экономики и вовлеченность в другие конфликты, такой сценарий стратегически выглядит крайне нелепо. Однако похоже, что останавливаться российское руководство не намерено.
В РФ и в дальнейшем усиливают пропагандистскую истерию против Украины, власть прекращает торговые отношения, в заложниках незаконно находятся украинские граждане. Тогда как Крым продолжают усиливать войсками, превращая полуостров в крепость. Отныне Крым в военном плане имеет двоякую роль: это и плацдарм для наступления с юга на территорию Украины, и своеобразный форпост в Черном море в противовес интересам НАТО и непосредственного нового врага России – Турции. Так, один из лидеров крымских татар, народный депутат Украины Мустафа Джемилев сообщает, что на полуостров уже завезено ядерное оружие. «Достоверно известно, что они почти полностью реставрировали ядерное хранилище в урочище Кизилташ вблизи Ялты, которое было закрытым и опустошенным после подписания Будапештского меморандума в 1994 году. Завезены в Крым и ракеты, способные нести ядерное оружие», – отметил Джемилев.
Поэтому на скорое завершение противостояния РФ с Западом как на территории Украины, так и в мире, надеяться не стоит. И именно поэтому быстрая интеграция в структуры НАТО и модернизация украинских Вооруженных сил, пусть эта тема и не является слишком публичной, пока что – единственная возможность в ближайшем будущем обеспечить суверенитет Украины.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»