Фракции «Батькивщина» в новом парламенте эксперты предсказали роль непримиримой оппозиции. Такая роль уж слишком подходила для руководительницы этой фракции: и граждане, и общественность уже привыкла к амплуа «вечной оппозиционерки» Юлии Тимошенко. Однако, «Батькивщина» почти сразу приняла предложение присоединиться к коалиции и даже делегировала двух своих представителей в новый Кабинет министров: на должность министра экологии Игоря Шевченко, а на министра молодежи и спорта - Игоря Жданова.
Очевидно, что стратегия оппозиционности была бы для «Батькивщины» не слишком эффективной: имея в своей фракции всего 18 нардепов и ограниченный выбор идеологически близких союзников по оппозиционному лагерю в середине самой ВР, фракция решила пока что принять участие в работе крупнейшей в истории украинского парламентаризма по количеству народных избранников коалиции.
Впрочем, во время переговоров о вхождении в коалицию фракция «Батькивщины» подняла 2 принципиальных пункта к своим союзникам - вступление в НАТО и возможность реальной имплементации механизма импичмента Президенту.
Дело в том, что до сих пор в мире к использованию процедуры импичмента обращаются крайне редко из-за значительного уровня поддержки института Президента в этих обществах. В Украине к этой обращаться к этой процедуре не имеет смысла, ведь она слишком сложна, чтобы ее реализовать. Фактически, украинцы лишены возможности освободить своего Президента с должности в иной законный способ, чем дождаться очередных президентских выборов.
В подтверждение серьезности своих намерений, уже через несколько дней Тимошенко в соавторстве со своим давним соратником нардепом Андреем Кожемякиным зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №1097 «О порядке импичмента Президента Украины».
Законопроект предлагает устранить ряд недостатков и усовершенствовать ряд законов Украины с целью упростить процедуру импичмента Президенту. В частности, проект закона «предусматривает внесение изменений в Закон Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», Закона Украины« О комитетах Верховной Рады Украины», других нормативно-правовых актов и направлен на устранение пробелов и недостатков, которые делают невозможным практическую реализацию положений Конституции Украины по смещению Президента Украины с поста в порядке импичмента». В частности, внесение изменений в законе «О регламенте» предусматривает исключение статей 171-188 из главы 3 «Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Украины». Фактически, это те статьи, которые до сих пор усложняли проведение процедуры импичмента в пределах полномочий самой Верховной Рады.
Следует отметить, что Тимошенко достаточно последовательна в своих стремлениях внедрить в действие процедуру импичмента. Ранее такие инициативы «Леди Ю» уже продвигала во время президентства Виктора Ющенко, а сразу после своего поражения на президентских выборах 2010 года публично выступила с инициативой сбора подписей депутатов всех уровней, чтобы лишить должности Виктора Януковича. «Я поставила четкую задачу: начать сбор подписей каждого депутата совета каждого уровня. Во-первых, за заявление против пролонгации Черноморского флота в Украине, кроме того - за начало процедуры импичмента Януковичу. Я хочу увидеть подписи людей», - заявила Тимошенко в мае 2010 года во время одной из своих поездок в регионы.
Воплотить свой замысел Юлии Тимошенко не удалось: режим Виктора Януковича сделал все возможное, чтобы посадить ее в тюрьму на несколько лет. Слабую попытку продолжить дело Юлии Владимировны в феврале 2013 года предприняли ее соратники - лидеры оппозиционных фракций в ВР 7-го созыва Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок, однако успеха не достигли. В своем законопроекте они требовали уменьшить количество депутатов для инициирования процедуры импичмента, а именно до 90 человек. Ведь сейчас, согласно Конституции, а именно ст. 111-112, провести процедуру импичмента крайне трудно: для этого необходимы голоса 226 депутатов для достаточных оснований, то есть, согласно Основному закону, за «государственную измену или иное преступление». После чего действия главы государства начинает расследовать спецкомиссия от ВР, а парламент позже не менее 300 голосами должен подтвердить обвинения президента, которые, в свою очередь, должны еще и подтвердить в Верховном и Конституционном суде. Окончательно принять отставку по этой процедуре парламент может только в случае позитивного голосования 338 народных избранников.
В целом, упрощение процедуры импичмента вполне соответствует установлению в Украине парламентско-президентской формы правления и демократическому принципу функционирования системы сдержек и противовесов. Однако, даже с более усовершенствованным законодательством об импичменте, лишить Президента должности будет крайне трудно: Петр Порошенко до сих пор пользуется широкой поддержкой граждан, а в Верховной Раде пропрезидентская фракция Блок Петра Порошенко является самой большой и пока что насчитывает 144 народных депутата.
Скорее всего, законодательная инициатива об импичменте в «Батькивщине» связывают с «игрой на перспективу». Скорее всего, в отличие от такой же по своей сути стратегией «Самопомощи», в политической силе Тимошенко решили поступить дальновидно, использовав имеющиеся законодательные инструменты влияния на политическую ситуацию страны в будущем, а не просто получить краткосрочный пиар-эффект. Обратим внимание, что в настоящее время никто из «Батькивщины» понапрасну не «разжигает» тему с импичментом, что означает лишь одно - динамитный фитиль для Президента установлен и ожидает удобного момента, чтобы его использовали по назначению.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»