Участники коалиции в парламенте наконец определились с кадровым составом нового Кабмина. Впервые в процессе распределения мест в исполнительной власти некоторые из коалициантов принципиально решили не участвовать в делегировании своих кандидатур в исполнительную власть. Прежде всего, речь идет о позиции парламентской фракции политической партии «Самопомощь».
Эта политическая сила выбрала другую стратегию, которая заключается в фокусировании на парламентской работе. Так, ранее в Блоке Петра Порошенко и «Народном фронте» сообщили, что их младшие союзники из «Самопомощи» в обмен на должности в Кабмине планируют получить должность вице-спикера и шефство над 8 комитетами. Так, в кулуарах парламента нардепы из фракций провластного большинства рассказали журналистам, что комитет по иностранным делам должен был отойти Анне Гопко, комитет по вопросам нацбезопасности и обороны Семену Семенченко, по борьбе с коррупцией – Егору Соболеву, правовой политики – Оксане Сыроед, аграрной политики – Ивану Мирошниченко, культуры – Ирине Подоляк. Причина такого желания «Самопомощи» проста: должности в правительстве – более публичные и за каждый свой шаг (удачный или не очень) придется отвечать перед гражданами. Зато принципы и особенности работы в комитетах ВР не так интересны для СМИ, и особенно - для рядовых украинцев. Это означает, что любой успех на ниве законотворчества можно будет с легкостью представить как свою победу, а любую неудачу - похоронить в лабиринтах объяснений хитросплетений законотворческого процесса.
Это означает не что иное, как преднамеренное бегство от политической ответственности за свои действия в составе коалиции путем отсутствия своих представителей в исполнительной власти. Еще одним доказательством такой дальновидной стратегии «Самопомощи» свидетельствует позиция ее лидера, мэра города Львова Андрея Садового. Так, на днях БПП и «Народный фронт» предложили господину Садовому занять должность первого вице-премьер-министра Украины. Однако, он от такого предложения отказался. «Сразу после выборов я с Президентом в присутствии господина Яценюка обсуждал мои возможные назначения в правительство. Я четко сообщил, что мое нынешнее положение исключает это. Тогда все отнеслись к этому с пониманием. Я являюсь действующим мэром Львова, несу полную ответственность за ситуацию в городе до конца каденции и не имею права на кого-то ее переложить», - пояснил г-н Садовый на своей странице в Facebook.
Следует отметить, что «Самопомощь» выбрала путь «политического нейтралитета» не только в парламентской деятельности. То же происходит и со стратегией развития партийных ячеек этой политической силы. Как свидетельствуют источники информационного портала «Слово и дело», в самой партии не проявляют заинтересованности в развитии партийных ячеек быстрыми темпами. Схема проста: сначала желающие примерить бренд «Самопомощи» должны сами предложить свой план действий по развитию партийной ячейки, после чего воплотить хотя бы несколько пунктов плана в жизнь на местах. Только после этого группа людей может рассчитывать на сотрудничество с самой политической партией. Интерес этой схемы заключается в том, что, фактически, «Самопомощь» избегает финансовых затрат на развитие собственных ячеек, зато предлагает заинтересованным общинам в случае сотрудничества большие медийные возможности для «раскрутки» их инициатив. Это еще раз подтверждает тезис о том, что политические партии в Украине скорее существуют на бумаге, чем имеют деятельные ячейки и идеологически сформированные принципы своей работы.
Похоже на то, что стратегия «Самопомощи» и ее лидера в дальнейшем предусматривала возможность жесткой критики относительно деятельности Кабинета министров, и, таким образом, - получение дополнительных электоральных баллов. В «Самопомощи» решили сыграть роль некой внутренней оппозиции в составе единой провластного большинства - так же, как когда-то это делала фракция «Батькивщины» в предыдущих созывах Верховной Рады.
Впрочем, в НФ и БПП начали действовать на опережение. Спровоцировав заявление господина Садового об отказе работать в новом правительстве, союзники по коалиции таким шагом лишили «Самопомощь» возможности любой конструктивной критики Кабмина. Более того, в медийной плоскости союзники по коалиции предоставили безграничные возможности для обсуждения, почему же популярный во время избирательной кампании «Самопомощи» месседж «возьми и сделай» после окончания выборов так сложно воплотить в жизнь этой политической команде. Или, хотя бы, попытаться воплотить в жизнь. Объяснить своему избирателю, почему же команда «Самопомощи» не пошла работать в Кабмин будет довольно трудно: с уверенностью можно констатировать, что любые объяснения повлекут за собой потерю электоральных симпатий.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»