Европейская организация по безопасности аэронавигации почти год назад выпустила пессимистичный прогноз, согласно которому ограничение на полеты над Украиной будет действовать до 2029 года. В Украэрорухе заверили, что откроют воздушное пространство «сразу после завершения военных действий и победы Украины», но похоже власти долго ждать не намерены. Вице-премьер Александр Кубраков сообщил, что Украина начинает официальные переговоры с регуляторами Евросоюза и США о возобновлении пассажирских авиаперевозок. Какие аэропорты и когда могут открыть – неизвестно, как и способы обеспечения безопасности маршрутов.
Украина на сегодняшний день единственная страна в мире, воздушное пространство которой закрыто полностью для любых судов и авиакомпаний. Где есть частичные ограничения – на инфографике «Слово и дело».
Когда говорят о работе гражданских аэропортов во время войны, то в первую очередь ссылаются на опыт Израиля (Украина, кстати, ведет консультации с местными специалистами, сообщил Кубраков). Израиль даже после начала масштабного конфликта с ХАМАС в октябре 2023-го не стал закрывать свои аэропорты, хотя многие авиакомпании временно отменили рейсы.
В целом Израиль за годы войны научился обеспечивать безопасность своего неба для полетов, в том числе благодаря системе «Железный купол». Кроме того, самолеты израильского национального авиаперевозчика оборудованы специальными тепловыми ловушками, защищающими от ракет.
Помимо этого, Израиль усиливает интеграцию гражданской и военной системы управления воздушным движением, поэтому у персонала есть больше возможностей для предупреждения пилотов о возможных опасностях.
Однако, стоит помнить, что территория Израиля в разы меньше, чем территория Украины, а значит закрыть ее системами ПВО проще.
Из-за активных военных конфликтов за исключением небольшой части закрыто воздушное пространство таких стран как Сирия, Афганистан, Йемен, Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия и Судан.
Например, в Йемене первичным риском являются преднамеренные атаки со стороны террористических групп, а также возможные авиаудары по стране. В Сирии основным риском считается возможная ошибка систем ПВО – гражданские самолеты могут стать целью по ошибке или попасть под перекрестный огонь.
В Иране тоже основной риск – возможная ошибка систем ПВО. Напомним, что причиной катастрофы украинского самолета МАУ в январе 2020 года в Тегеране назвали именно «ошибку оператора ПВО».
В Северной Корее одним из рисков для полетов считаются регулярные ракетные испытания страны, а также возможная ошибочная идентификация гражданских самолетов как разведывательных.
Для ряда стран есть предупреждения о запрете полетов на определенных высотах или в определенных районах. Например, россия перед полномасштабным вторжением в Украину закрыла воздушное пространство на западной границе с Украиной и Беларусью. Беларусь тоже закрыла часть пространства для гражданской авиации.
В Молдове есть опасность для гражданской авиации вблизи границы с Украиной. Страна периодически закрывает воздушное пространство.
В Пакистане, Мали, Египте есть предостережения для полетов на определенных высотах.
Напомним, в первые недели вторжения российские войска нанесли удары по ключевым аэродромам Украины. Из инфографики «Слово и дело» можно узнать, какие гражданские аэропорты были разрушены или повреждены в ходе боев.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»