В воздушном пространстве каких стран есть ограничения для гражданской авиации

Читати українською

Европейская организация по безопасности аэронавигации почти год назад выпустила пессимистичный прогноз, согласно которому ограничение на полеты над Украиной будет действовать до 2029 года. В Украэрорухе заверили, что откроют воздушное пространство «сразу после завершения военных действий и победы Украины», но похоже власти долго ждать не намерены. Вице-премьер Александр Кубраков сообщил, что Украина начинает официальные переговоры с регуляторами Евросоюза и США о возобновлении пассажирских авиаперевозок. Какие аэропорты и когда могут открыть – неизвестно, как и способы обеспечения безопасности маршрутов.

В воздушном пространстве каких стран есть ограничения для полетов гражданской авиации – на инфографике.
Ограничения в воздушном пространствеСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

Украина на сегодняшний день единственная страна в мире, воздушное пространство которой закрыто полностью для любых судов и авиакомпаний. Где есть частичные ограничения – на инфографике «Слово и дело».

Когда говорят о работе гражданских аэропортов во время войны, то в первую очередь ссылаются на опыт Израиля (Украина, кстати, ведет консультации с местными специалистами, сообщил Кубраков). Израиль даже после начала масштабного конфликта с ХАМАС в октябре 2023-го не стал закрывать свои аэропорты, хотя многие авиакомпании временно отменили рейсы.

В целом Израиль за годы войны научился обеспечивать безопасность своего неба для полетов, в том числе благодаря системе «Железный купол». Кроме того, самолеты израильского национального авиаперевозчика оборудованы специальными тепловыми ловушками, защищающими от ракет.

Помимо этого, Израиль усиливает интеграцию гражданской и военной системы управления воздушным движением, поэтому у персонала есть больше возможностей для предупреждения пилотов о возможных опасностях.

Однако, стоит помнить, что территория Израиля в разы меньше, чем территория Украины, а значит закрыть ее системами ПВО проще.

Из-за активных военных конфликтов за исключением небольшой части закрыто воздушное пространство таких стран как Сирия, Афганистан, Йемен, Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия и Судан.

Например, в Йемене первичным риском являются преднамеренные атаки со стороны террористических групп, а также возможные авиаудары по стране. В Сирии основным риском считается возможная ошибка систем ПВО – гражданские самолеты могут стать целью по ошибке или попасть под перекрестный огонь.

В Иране тоже основной риск – возможная ошибка систем ПВО. Напомним, что причиной катастрофы украинского самолета МАУ в январе 2020 года в Тегеране назвали именно «ошибку оператора ПВО».

В Северной Корее одним из рисков для полетов считаются регулярные ракетные испытания страны, а также возможная ошибочная идентификация гражданских самолетов как разведывательных.

Для ряда стран есть предупреждения о запрете полетов на определенных высотах или в определенных районах. Например, россия перед полномасштабным вторжением в Украину закрыла воздушное пространство на западной границе с Украиной и Беларусью. Беларусь тоже закрыла часть пространства для гражданской авиации.

В Молдове есть опасность для гражданской авиации вблизи границы с Украиной. Страна периодически закрывает воздушное пространство.

В Пакистане, Мали, Египте есть предостережения для полетов на определенных высотах.

Напомним, в первые недели вторжения российские войска нанесли удары по ключевым аэродромам Украины. Из инфографики «Слово и дело» можно узнать, какие гражданские аэропорты были разрушены или повреждены в ходе боев.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: