Польские перевозчики больше двух недель блокируют движение грузового транспорта на границе с Украиной, из-за чего в очередях стоят почти 3 тысячи фур. Их основное требование – вернуть разрешения для украинских перевозчиков, которые Евросоюз отменил летом прошлого года. Каждый день простоя из-за страйка наносит миллионные убытки компаниям. При этом скоро к полякам могут присоединится и словацкие перевозчики – «пробные» акции они уже провели. Кто стоит за блокировкой границы и какие конкретно требования у протестующих, разобралось «Слово и дело».
Забастовка польских перевозчиков начался днем 6 ноября, они перекрыли сразу три самых больших пункта пропуска на границе с Украиной: «Гребенное – Рава Руська», «Корчова – Краковец» и «Дорогуськ – Ягодин».
Таким образом, для проезда грузовиков осталось три пункта: «Шегини – Медика», «Устилуг – Зосин» и «Нижанковичи – Мальховице». Но сегодня стало известно, что поляки продлевают свой протест до 1 февраля и расширяют его на КПП «Медика».
На сегодняшний день в очередях на границе скопилось до 3 тысяч грузовых автомобилей. Протестующие пропускают только безопасные и гуманитарные грузы, остальные – по одному автомобилю в час. Однако на днях в Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры сообщили, что перевозчики блокировали проезд цистерн с топливом и гуманитарной помощи для Украины.
Инициировал страйк недавно созданный Комитет защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта. Еще одно лицо акции – владелец логистической фирмы (которая, кстати, возит грузы в россию и Беларусь), глава люблинской ячейки антиукраинской партии «Конфедерация» Рафал Меклер.
Основное требование – отменить «транспортный безвиз», который Евросоюз ввел для Украины в прошлом году и недавно продлил еще минимум на год: он отменяет необходимость получения украинскими перевозчиками разрешений для двусторонних и транзитных перевозок в государства ЕС.
Другие требования польских перевозчиков (в Мининфраструктуры отметили, что большинство из них невыполнимы):
- усилить для иностранных перевозчиков правила перевозок;
- запретить регистрироваться в Польше компаниям с капиталом вне границ ЕС;
- получить доступ к украинской системе «Шлях»;
- создать отдельную очередь для машин из ЕС в система «єЧерга»;
- выделить отдельную очередь на всех границах для пустых фур.
Каждый день забастовки, по подсчетам Европейской Бизнес Ассоциации, обходится одной компании в миллион гривен. Ориентировочная сумма ущерба с начала простоя уже составила минимум 306 млн гривен – при этом страдают как импортеры, так и экспортеры.
Федерация работодателей Украины оценили убытки от блокады для украинской экономики в более чем 400 млн евро.
В ЕВА отмечают, что блокировка границы привела к многочисленным негативным последствиям для бизнеса в Украине и их контрагентам за рубежом: возрастают расходы на перевозку, что влияет на себестоимость продукции и ценовую конкурентоспособность компаний. Есть случаи дефицита транспорта, компании сталкиваются с невозможностью выполнять обязательства.
Кроме того, из-за смены маршрутов увеличиваются очереди на словацкой и венгерской границах.
Еще одна плохая новость состоит в том, что присоединится к блокаде могут словацкие перевозчики. Несколько «предупредительных акций» уже были, в том числе 21 ноября – перевозчики блокировали пункт пропуска «Вишнее-Немецкое – Ужгород».
Украинские пограничники заявили, что к этому причастен Союз перевозчиков Словакии, но в организации опровергают это и назвали забастовку «частной инициативой».
Тем не менее глава UNAS Станислав Скала сказал, что блокада границы возможна, если Еврокомиссия не введет разрешения для украинских перевозчиков – организация будет ждать результатов переговоров между ЕС, представителями Украины и Польши. Но результатов нет.
Напомним, 16 ноября представители украинской и польской власти проводили переговоры о разблокировании пунктов пропуска на границе. Но общего решения с перевозчиками найти не удалось.
При этом Европейская комиссия может начать процедуру наказания Польши, если власти не решат проблему блокирования границы.
Вчера ответный предупредительный пикет возле пункта пропуска «Краковец-Корчевая» провели украинские перевозчики.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»