Он ошибся. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Уже неделю Украина ведет полномасштабную войну с противником, чей военный потенциал всегда оценивался очень высоко. В эти дни самая главная тема – положение на фронте, все остальное вторично. Лихорадочное пролистывание ленты в соцcетях дает больше важной информации, чем журналистские материалы. О том, как могло случиться то, что случилось, мы узнаем потом, а неясные моменты уточнит международный трибунал. Сейчас задача номер один – отбиться от орды.

Но в том, как организовывалась война, кроются причины того, как она происходит. А происходит она странно, это уже все отметили. У врага был явный расчет, что Украина свалится к ногам «освободителей» легко и быстро. Трехдневный паек, которым снабдили войска, пятнадцатидневное боевое задание, расписанное в трофейных документах, все это указывает на те сроки, за которые российская армия, дополненная подразделениями Росгвардии, должна была справиться с поставленными задачами. Что-то пошло не так. Сильно не так.

Подоляк рассказал о результатах украинско-российских переговоровУкраина и Россия достигли предварительных договоренностей только по гуманитарному аспекту. А именно по коридорам для эвакуации населения.

Когда война стала очевидным фактом, те из российских экспертов, кто пытался разобраться в работе механизмов российской власти, растерянно признали, что они ошибались в своих прогнозах. Все вроде бы показывало, что после признания независимости «народных республик» Донбасса Кремль зафиксирует прибыль и понемногу начнет деэскалацию. Из Соединенных Штатов и их союзников, многократно заявлявших о неминуемой войне и даже называвших точные даты, сделают посмешище и разжигателей войны, пропаганда начала создавать образ Путина-миротворца. Уже рисовали картинку, как он с довольным видом усядется где-то в Женеве обсуждать с Байденом вопросы глобальной безопасности: величайший стратег!

С этими же настроениями Госдума и Совет Федерации 22 февраля поддержали решение Совбеза. О том, что к этому времени Путин уже записал свое выступление, в котором объявлял «спецоперацию по денацификации», знал небольшой круг лиц и, как теперь понятно, американская разведка: запись сделана в понедельник 21 февраля, война объявлена утром 24-го. Да и запись заседания Совета безопасности, на которой было поддержано решение о предоставлении независимости «ЛДНР», производилась уже после того, как членов СБ поставили перед фактом, что последует после этого признания, и это объясняет дрожание рук и неуверенное блеяние некоторых из них. Они уже знали, что их связывают будущей кровью.

Несмотря на то, что американцы постоянно делали тайное явным, Путин пытался до конца сохранять намерения о нападении в тайне от своих. В результате даже не была проведена предварительная информационно-психологическая накачка населения. Штатные пропагандисты были поставлены перед фактом войны уже после ее объявления и стряпали соответствующее сопровождение по ходу из того, что было под рукой, а под рукой были только наработки 2014 года с упором на «нацистов из добровольческих батальонов» и «геноцид русскоязычного населения». Вспомнили и «государственный переворот», и одесский Дом профсоюзов. Это все звучало анахронизмом семи-восьмилетней давности, но, судя по первой реакции российской публики, у многих на старых дрожжах поднялись былые эмоции. Останкинский яд, введенный черт знает когда, никуда из отравленных организмов не делся и опять активизировался. Сработало.

Не сработало все остальное. Ни уверенность в том, что российская армия – чудо передовой военной мысли и техники и что она легко повторит победный марш образца 2008 года в Грузии; ни упования на слабость украинского руководства, старческую деменцию американского и хроническую нерешительность европейских; ни предварительная оценка «адских санкций», которые заранее казались смешными, и вообще «еще придут, назад попросят». Главное, полное пренебрежение такой величиной, как украинский народ. Своим-то народом Путин давно научился пренебрегать, и ничто не убеждало его в необходимости обратного. И опять ошибся, как ошибался в 2004-м и в 2014-м.

Он бы мог, наверное, лет до девяноста править своими безгласными и безвольными подданными, но захотелось остренького и полез к нам. Это резко приблизило то время, когда Россия, наконец, перестанет быть для Украины и остального мира источником непрестанной головной боли, потому что совместными усилиями всего человечества ее вгонят, наконец, в состояние экономической комы. Страшно жаль, что не все из нас смогут застать счастливое избавление, лучшие из нас, кто жизнью заплатил и заплатит за его приближение. Но само осознание того, что впереди по-настоящему историческая победа украинского, сильно скрашивает страшные будни войны.

Леонид Швец, специально для "Слово и дело"

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: