Украина уже несколько лет совместно с Европейским инвестиционным банком реализует в 11 городах проект «Городской общественный транспорт». В рамках программы предоставляется кредит, средства которого направляются на приобретение новых автобусов, троллейбусов, трамваев и вагонов метро. В этом году, например, Луцк получит 17 новых троллейбусов, а Сумы в прошлом году получили 19. «Слово и дело» сегодня предлагает посмотреть, какой транспорт обещают закупить мэры областных центров.
Какой транспорт пообещали купить мэры
Мэр Киева Виталий Кличко еще в конце 2019 года обещал закупить 50 вагонов для зеленой ветки метро за счет средств Европейского банка реконструкции и развития – путем привлечения кредита в рамках инвестиционного проекта «Модернизация городского транспорта г. Киева II». По состоянию на сентябрь закончился прием предложений первого этапа закупки новых метропоездов.
Мэр Тернополя Сергей Надал в предвыборной программе пообещал заменить «маршрутки» в городе на новые современные автобусы.
В конце 2017 года Надал обещал закупить 12 новых низкопольных троллейбусов. Пока есть только три: последний, марки Skoda (бывший в использовании), прибыл в Тернополь в декабре из чешского города Марианске-Лазне. Еще два уже находятся в депо. Троллейбусы были закуплены на средства городского бюджета.
Кроме того, у Надала в процессе выполнения есть масштабное обещание о закупке 100 автобусов, чтобы обеспечить функционирование «Единой коммунальной транспортной компании». В течение 2020 года был закуплен 41 низкопольный автобус. В ноябре стало известно, что планируется купить еще 30.
Мэр Черновцов Роман Кличук в предвыборной программе обещал обновить автопарк троллейбусного управления на 60%. Пока туда закупили пять новых автобусов.
В конце года Кличук пообещал закупить новые троллейбусы и 35 новых автобусов.
Сергей Моргунов, тоже в предвыборной программе, пообещал приобрести 130 трамваев, троллейбусов и автобусов для Винницы. В сентябре в городе появились 10 новых автобусов Otokar Kent CNG турецкого производства, которые были приобретены в лизинг на сумму 2,6 млн евро.
В целом, в Виннице в течение 2021 года коммунальный транспорт города пополнился 10 автобусами и 8 троллейбусами.
Одесский мэр Геннадий Труханов давал обещание обновить подвижной состав электротранспорта. В апреле «Одесгорэлектротранс» собрал третий трамвай Odissey max. Осенью в городе запустили первый электробусный маршрут – это переработанные троллейбусы Skoda 21 Tr, которые могут работать от контактной сети и установленных на них аккумуляторных батарях.
Мэр Черкасс Анатолий Бондаренко в ноябре 2020 года говорил, что планирует увеличить количество единиц троллейбусного парка. Пока город только рассматривает возможность приобретения новых троллейбусов за средства Европейского банка реконструкции и развития.
Александр Сенкевич обещал купить 60 новых троллейбусов. «Мы хотим приобрести их 60 штук, 20 из которых на автономном ходу. То есть он сможет отсоединиться от электролинии и ехать еще более 10 километров. Для такого транспорта сегодня планируем построить линию в Корабельный район. К сожалению, существует проблема с водителями. Пока мы не можем укомплектовать штат нашего коммунального предприятия», – рассказал мэр Николаева в ноябре 2019-го.
В сентябре 2020 года было подписано соглашение о гарантийном согласовании с ЕБРР о закупке 60 троллейбусов. По состоянию на октябрь город получил 17 троллейбусов. Еще 43 должны поступить к середине 2022 года.
Какие обещания по закупке транспорта мэры уже провалили
Виталий Кличко обещал за 2020 год закупить 273 современных автобуса. Но в итоге получилось закупить 200, непосредственно в 2020-м Киев получил 160.
Кроме того, столичный мэр не выполнил обещание приобрести 50 новых троллейбусов и 10 новых трамваев в 2021 году.
По состоянию на начало декабря Европейский инвестиционный банк, банк ЕС и мэр заключили кредитное соглашение на сумму 100 млн евро на проект обновления троллейбусного парка, а также вагонного парка метрополитена столицы. А 50 троллейбусов закуплены не были.
Что касается трамваев, то закупили всего на один меньше, чем обещал Кличко – 9.
Сергей Моргунов провалил обещание в 2021-м купить для Винницы 10 новых троллейбусов с автономным ходом. За год город получил 8 новых троллейбусов VinLine с автономным ходом.
У мэра Львова тоже не сложилось с обещанием закупить троллейбусы – Андрей Садовый хотел это сделать до конца марта 2021-го: «Ориентировочно в апреле будем объявлять тендер на покупку еще 100 новых троллейбусов. В течение 15 месяцев Львов должен увидеть ориентировочно до 300 единиц подвижного состава».
В начале прошлого года Садовый сообщил, что завершается тендер на закупку 100 низкопольных автобусов. Закупка происходила в сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком. Однако самое выгодное предложение было от белорусской компании «МАЗ», и стоял вопрос, целесообразно ли что-то закупать у Беларуси.
В итоге по состоянию на июнь троллейбусы не приобрели – только рассматривалась возможность привлечения кредита.
Еще одно обещание по троллейбусам провалил Александр Лысенко. «Мы можем уже выходить на торги, в следующем году мы готовим тендерную документацию. И я думаю, что тендер состоится уже в апреле. И потом будет поставка. Поставка планируется на октябрь-ноябрь месяц, это будет половина – 11 троллейбусов в следующем году. Затем в первую-вторую половину 2021 года также будет вторая половина – 11 троллейбусов», – обещал мэр Сум в конце 2019 года.
Сначала вместо 11 троллейбусов в городе заявили, что закупят в 2020 году десять, затем и вовсе пять. В результате не приобрели ни одного.
Напомним, «Слово и дело» подвело итоги того, как мэры выполняли обещания в 2021 году.
Также мы писали, что городские главы должны сделать в этом году.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»