Штрафные баллы и техосмотр: каких изменений ожидать водителям в 2022 году

Читати українською
Александр Радчукполитолог

В прошлом году большинство водителей заметили рост количества камер автоматической видеофиксации нарушений на дорогах. В то же время, согласно статистике Нацполиции за 11 месяцев прошлого года, количество ДТП в Украине все равно выросло. Единственная пока положительная новость – постепенно уменьшается количество жертв аварий.

В Нацполиции также отмечают, что количество ДТП с погибшими и травмированными на участках с камерами автофиксации – снизилось втрое. Сейчас таких камер работает уже 236 по всей Украине, а к концу 2023 года их станет более чем вдвое больше – в общей сложности 580 устройств.

Почему смертность существенно не уменьшается, а количество ДТП наоборот – увеличилось? Какие еще изменения в безопасности движения следует ожидать автомобилистам в 2022 году?

Штрафные баллы

Новейшая законодательная инициатива – зарегистрированный в начале января текущего года законопроект №6502 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и других законов Украины о внедрении учета штрафных баллов за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».

ДТП в Украине: сколько человек травмируется и гибнет на дорогахВ Украине за полгода произошло 86,5 тысяч ДТП, в результате погибли 1,3 тыс. человек и 12,8 тыс. – пострадали.

В документе предлагается установить систему штрафных баллов за допущенные водителем нарушения ПДД, за совершение которых он был привлечен к административной ответственности. Если водитель в течение одного календарного года накопит определенное в законе количество баллов – действие его водительского удостоверения будет временно приостановлено, и такому гражданину нужно будет повторно пройти теоретический экзамен на знание правил дорожного движения и практический экзамен на владение навыками вождения.

Штрафные баллы начисляются на 1 календарный год и через 365 дней – аннулируются. При этом тем гражданам, которым впервые выдано водительское удостоверение – в первый год вождения нужно быть особенно внимательными и законопослушными, поскольку временно остановить действие удостоверения уполномоченное лицо Национальной полиции Украины сможет за меньшее количество начисленных баллов за нарушения.

В общем, инициатива выглядит абсолютно логичной и такая система работает во многих государствах мира – одними штрафами можно долго избегать серьезной ответственности за систематические нарушения. Даже если речь идет о незначительных превышениях скорости или неправильной парковке.

Инициатива о взаимном контроле

Правда, система начисления штрафных баллов может столкнуться с основной проблемой – отсутствием достаточной политической воли и количества голосов в Верховной раде для результативного голосования.

Какие автодороги государственного значения самые опасныеПо количеству ДТП с пострадавшими лидируют автодорога Киев–Чоп, а также Одесская и Харьковская трассы.

В парламенте зарегистрировано еще несколько революционных по своей сути инициатив по усилению ответственности на дорогах и улучшению ситуации с безопасностью на дорогах. Например, законопроект №5798 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении роли общества в мерах контроля за безопасностью дорожного движения и соблюдением правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств», с помощью которого граждане смогут самостоятельно фиксировать на свои смартфоны или видеорегистраторы разнообразные нарушения водителей – например, проезд на красный свет, пересечение двойной сплошной полосы и другие – и за это получать от государства денежное вознаграждение. Конечно, подобная инициатива вызвала непростую дискуссию в обществе, однако такая стратегия может оказаться действенной и сможет уберечь десятки тысяч людей от увечий и смертей на дорогах.

Еще Верховная рада может в этом году рассмотреть законопроект №6214 «О внесении изменений в статью 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях (об усилении ответственности за превышение установленных ограничений скорости движения транспортных средств в населенных пунктах)», в котором предусмотрено повышение ответственности водителей за превышение установленных ограничений скорости в населенных пунктах. Наказание будет зависеть от того, насколько водитель превысил скорость – его смогут лишать права управления транспортными средствами сроком от трех месяцев до года.

Восстановление техосмотра

Еще одно дискуссионное нововведение, с которым украинским водителям легковых автомобилей придется иметь дело уже с осени текущего года – возобновление процедуры обязательного техосмотра. Необходимость восстановления техосмотра в Украине возникла в рамках евроинтеграционных процессов и соответствующих обязательств.

Статистика смертельных ДТП: сколько украинцев гибнет на дорогах сейчас и какие прогнозы власть дает на будущееВ Украине уже больше трех лет работает программа безопасности дорожного движения. Сколько потратили денег и какие результаты, разобралось Слово и дело.

В Украине обязательный техосмотр для всех автомобилей был отменен в 2011 году из-за коррупционной составляющей. Сейчас в МВД говорят о том, что сама процедура будет проходить только на сертифицированных СТО, а так называемые талоны техосмотра будут в электронном виде. Сам процесс техосмотра будет фиксироваться на видео, а процедура может стоить автовладельцам около 1 тысячи гривен.

Эксперты автомобильного рынка уже отмечают, что сертифицированных станций техобслуживания крайне мало, и это может привести к многочисленным очередям.

Среди традиционных рисков прохождения техосмотра – коррупция и желание многих автовладельцев ускорить эту процедуру. Еще один существенный риск – техосмотр может не пройти большое количество подержанных автомобилей с устаревшими требованиями экологичности, автомобили, произведенные еще в Советском Союзе. Поэтому восстановление техосмотра пока выглядит смелой идеей, которая все же может быть отсрочена.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: