В Украине с 2018 года работает программа безопасности дорожного движения, цель которой снизить уровень смертности и травматизма на дорогах. Ежегодно из бюджета на программу положено выделять 5% из доходов Дорожного фонда, который наполняется из поступлений от акцизных налогов с горючего и транспортных средств, ввозной пошлины на нефтепродукты и транспортные средства, а также штрафов за несоблюдение габаритно-весовых норм. В 2018 и 2019 годах программа должным образом не выполнялась, – утверждают в Министерстве инфраструктуры. «Слово и дело» разобралось, сколько денег на самом деле уже потратили на безопасность участников дорожного движения, сколько планируют потратить в будущем, и стало ли украинцам действительно безопаснее передвигаться на автотранспорте.
Впервые программу безопасности дорожного движения приняло правительство Владимира Гройсмана. Чтобы обосновать расходы в программе записали ожидаемый эффект с ежегодным уменьшением количества погибших: в 2018 году будет не больше 6,5 смертей на 100 тысяч человек населения, в 2019 – 5, а в 2020 – только 4.
Тем не менее, если учитывать данные Нацполиции, речь идет о ежегодном увеличении количества погибших в результате ДТП: 7,9 – в 2018, 8,2 – в 2019, 8,5 – в 2020.
Ранее министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью «Слово и дело» заявлял, что программа начала выполняться только в 2020-м. «Фактически 2018 год – 0% выполнения, 2019 год – 38% выполнения», – пояснял министр. Действительно, в 2018-м в госбюджете на программу выделили 2,6 млрд грн (потратили 900,5 млн), в 2019-м – 2,1 млрд (потратили 742,9 млн).
В конце 2020 года уже Кабмин Шмыгаля принял очередную программу безопасности дорожного движения на следующие три года. Однако теперь прогнозные показатели смертности еще выше: прогнозируют, что в 2021 году будет гибнуть 11,3 человека на 100 тысяч, в 2022 году – 10,1, в 2023 году – 8,8.
В Министерстве инфраструктуры на вопрос «Слово и дело» о причине столь пессимистических ожиданий объяснили, что при подготовке стратегии использовали статистические данные по людям, которые погибли не только на месте ДТП, но и скончались в больнице от травм на протяжении 30 дней. В то время как в предыдущие годы при прогнозе учитывали только умерших на месте аварии.
С учетом этого получается, что реальная статистика по смертельным случаям на дорогах еще страшнее, чем рапортует полиция: в 2017 году в результате ДТП погибли 5316 человек (а не 3432), в 2018 году – 5201 человек (а не 3350), в 2019 году – 5418 человек (а не 3454). Окончательных данных за 2020 год еще нет.
В Министерстве инфраструктуры объясняют: тревожная статистика связана также с увеличением транспортных средств на дорогах. И уверяют, что самый продуктивный период выполнения программы безопасности пришелся на конец 2020 года, а в местах, где установили видеокамеры наблюдения, количество ДТП уменьшилось втрое.
Напомним, на инфографике «Слово и дело» можно посмотреть топ-15 аварийных дорог, где произошло больше всего ДТП с января по октябрь 2020 года.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»