Перед войной: какие вопросы вызывают данные о российском вторжении

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В Вашингтоне изучают возможность передать Украине дополнительное вооружение. Помимо этого, США могут направить в нашу страну своих военных советников, а также активизировать переговоры относительно наложения на Россию дополнительных санкций. Все эти меры могут быть предприняты в ответ на многочисленные сообщения о том, что Россия собирает войска на границе, угрожая нам вторжением. Информация о готовящейся интервенции, впрочем, вызывает некоторые вопросы.

В новый пакет помощи для Украины могут войти противотанковые ракетные комплексы Javelin, минометы, ПЗРК Stinger, а также ранее приобретенные для армии Афганистана вертолеты Ми-17. Помимо этого, США могут направить в нашу страну военных советников. Эти меры Вашингтон готов предпринять в ответ на многочисленные сообщения о подготовке широкомасштабного российского вторжения в нашу страну.

О нависшей над Украиной военной угрозе сообщил, среди прочего, руководитель Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Кирилл Буданов в интервью изданию Military Times. По его словам, Россия планирует значительно более масштабное нападение на Украину, чем все операции с 2014 года. Атака, вероятно, будет включать в себя авиаудары, артиллерийские и танковые атаки, высадки десантов в Одессе и Мариуполе и, возможно, вторжение со стороны Беларуси.

Для этого уже накоплено 40 батальонных тактических групп (БТГр), 1200 танков, 2900 боевых бронированных машин, 1600 артиллерийских установок, 28 оперативно-тактических комплексов (ОТРК), 330 самолетов, 240 вертолетов, 75 кораблей и 6 подводных лодок. По мнению господина Буданова, нападение может начаться в январе-феврале 2022 года. Атаке будет предшествовать серия психологических операций, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине, разжечь протесты и митинги, направленные на дискредитацию власти.

Угроза вторжения России в Украину: что говорят данные разведкиРоссия может готовить нападение на Украину в начале 2022 года, считает разведка. Сколько на нашей границе российских войск и техники – на инфографике.

Масла в огонь подлило сообщение Bloomberg, обнародованное 22 ноября, со ссылкой на данные разведки США. Эти данные якобы показывают увеличение у границы количества российской артиллерии и военных до примерно 100 тысяч для быстрого прорыва в Украину из нескольких мест, включая Беларусь и оккупированный Крым. Готовится также атака с воздуха.

Кроме того, Москва, не объявляя этого публично, призвала десятки тысяч резервистов «в беспрецедентных для постсоветских времен масштабах для удержания позиций после их прорыва». Другими словами, если верить Bloomberg, готовится не просто военная операция, а оккупация части нашей страны. При этом, в сообщении содержится оговорка о том, что российские власти отдают себе отчет в том, что любая попытка оккупации Украины столкнется с «общественным сопротивлением», поэтому окончательное решение о начале вторжения еще не принято.

Сообщения о готовящейся атаке на нашу страну слишком серьезны. Тем не менее, они вызывают целый ряд вопросов. Во-первых, тезис о беспрецедентной мобилизации резерва в России. Столь масштабные за последние 30 лет (со времени распада СССР) мобилизационные мероприятия не могли остаться незамеченными, даже если они носили скрытый характер. В нашу цифровую эпоху хоть какая-то информация о мобилизации обязательно должна была всплыть в соцсетях, в телеграмме, на различных форумах. Подготовка к широкомасштабной войне вызвала бы хоть какую-то реакцию общественности – от патриотического подъема до осуждения. К примеру, в 2014 году, когда РФ изо всех сил пыталась не афишировать свое участие в войне на Донбассе, все равно в сети появлялись материалы, подтверждающие это участие. Например, обстрел украинской территории «Градами» из района российского населенного пункта Гуково. В нашем же случае россияне, судя по всему, практически не замечают подготовку к большой войне. Во всяком случае, на российских СМИ, а также на различных пабликах, информации об этом крайне мало. Граждане РФ, скорее, больше озабочены ситуацией, связанной с эпидемией COVID-19.

Во-вторых, довольно спорным является тезис о готовящейся оккупации нашей страны. Масштабная операция, связанная с применением авиации, артиллерии и бронетехники, неизбежно вызовет разрушения. Их придется восстанавливать, если Россия намерена тут задержаться. Все это бюджетные ассигнования, куда более значительные, чем суммы, выделяемые Кремлем на содержание оккупированной части Донбасса и Крыма. Несомненно, их придется планировать в условиях дополнительных санкций, которые будут введены за расширение вторжения против Украины. Прибавим сюда необходимость подавления народного сопротивления и обеспечение хотя бы минимальных условий жизни для десятков миллионов гражданского населения. Все это ляжет непомерным грузом на российский бюджет и может сильно подорвать экономику РФ.

Именно поэтому вариант оккупации Украины кремлевской верхушкой до сих пор не рассматривался. После провала проекта «Новороссия», в Кремле всегда рассчитывали, максимум, на блицкриг, локальное, но ощутимое военное поражение, которое могло бы вынудить Украину выполнить условия победителя.

Наконец, в-третьих, если верить данным Кирилла Буданова, то концентрация российских войск у границ с Украиной не увеличивается, что могло бы свидетельствовать о растущей угрозе, а наоборот уменьшается. Вместе с интервью Military Times, в интернете была опубликована составленная ГУР карта оперативной обстановки вокруг Украины, с указанием направлений возможных ударов. Карта снабжена таблицей, в которой указано сравнительное количество российских войск по состоянию на конец апреля и на конец ноября 2021 года.

Данные о готовящемся российском вторжении вызывают некоторые вопросы, какие именно ‒ читайте в материале.

Напомним, что в апреле Россия активно перебрасывала войска к границам Украины, накопив, по данным ГУР, 53 БТГр, 105 тыс. военнослужащих, 1300 танков, 3400 ББМ, 1800 единиц артиллерии, 34 ОТРК и 91 корабль. То есть, в апреле концентрация войск у наших границ была значительно выше. Конечно, можно предположить, что Россия продолжит наращивать свою группировку, чтобы достигнуть пиковых показателей, как раз к январю-февралю. Но где тогда многочисленные кадры с эшелонами военной техники, которые мы в большом количестве видели весной? Повторимся, в современных условиях масштабную концентрацию войск невозможно провести совершенно скрытно.

Приведенные выше факты не являются попыткой поставить под сомнение данные о возможном вторжении. Безусловно, к ним необходимо относиться весьма серьезно, потому что войска у наших границ в любом случае есть. Но при этом мы не должны впадать в панику и терять способность к критическому мышлению.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: