«Промышленный безвиз»: хронология переговоров Украины и ЕС

Читати українською

Больше 15 лет Украина ведет переговоры с Евросоюзом о заключении соглашения АСАА (Agreement on Conformity Assessment and Acceptance of industrial products) или о так называемом «промышленном безвизе». Несколько месяцев назад в Кабмине заявили, что рассчитывают подписать договор уже в этом году. «Слово и дело» разобралось, что даст «промышленный безвиз» Украине и как проходили переговоры с Европейским Союзом.

«Промышленный безвиз» – это признание эквивалентности украинской системы технического регулирования и оценки соответствия европейской. Подписание соглашения позволит производителям промышленной продукции получать необходимые сертификаты в Украине, а не искать официального представителя в Евросоюзе.

Внедрение «промышленного безвиза» облегчит доступ части украинской продукции на европейские и рынки и улучшит конкурентные позиции Украины на рынках других стран. Кроме того, подписание соглашения играет важную имиджевую роль, ведь для Евросоюза «промышленный безвиз» действует всего с несколькими странами – США, Канадой, Израилем, Австралией, Японией, Новой Зеландией и Швейцарией.

Соглашение АСАА распространяется на 27 групп товаров, в том числе машины, электрическое оборудование, медицинские устройства, высокоскоростные железные дороги.

Украина и ЕС подписали план действий по подготовке соглашения АСАА еще в декабре 2005 года. Тогда планировалось, что Украина присоединится к договору до 2011 года. Но этот путь оказался гораздо дольше и сложнее.

До 2010 года Украина гармонизировала со стандартами Евросоюза почти 6 тысяч национальных стандартов. Кроме того, на основе европейских директив были разработаны 27 технических регламентов. Важные шаги были сделаны в 2014-2015 годах: Верховная рада приняла законы «О метрологии и метрологической оценке», «О стандартизации» и «О технических регламентах и оценке соответствия».

В январе 2016 года вступила в силу экономическая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, тогда же стороны начали диалог на высоком уровне относительно «промышленного безвиза». Условием ЕС для начала официальной оценки готовности Украины к соглашению было принятие закона относительно имплементации актов законодательства ЕС в сфере технического регулирования. Рада приняла его в июне 2019 года.

Главная цель закона – надлежащее применение законодательных актов, регулирующих вопросы разработки, принятия и применения технических регламентов и предусмотренных ими процедур оценки соответствия. Кроме того, он должен адаптировать украинское законодательство в части технических регламентов и оценки соответствия к законодательству ЕС.

Оценочная миссия Евросоюза начала работу в Украине в октябре прошлого года. Через два месяца, в декабре 2020-го, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина сообщила, что Украина и ЕС договорились о «промышленном безвизе» для некоторых категорий продукции. Это коснется продукции низковольтного оборудования, электромагнитного оборудования, машин и механизмов.

В феврале 2021-го Кабмин заявил о запуске процедуры подписания «промышленного безвиза», а в мае оценочная миссия ЕС завершила предварительный этап оценки. Эксперты оценили уровень имплементации 80 нормативных актов ЕС в украинское законодательство. Было признано, что 67 нормативных актов имплементированы должным образом. Осталось доработать еще некоторые недостатки, в частности, использование маркировки товаров украинскими производителями.

Напомним, «Слово и дело» писало о том, как Украина и Евросоюз вели переговоры о подписании соглашения об «открытом небе».

На инфографике можно посмотреть, из каких стран Европы в 2020 году поступали инвестиции в Украину и с кем наша страна вела активную торговлю.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: