В своей предвыборной программе Владимир Зеленский пообещал провести в Украине деолигархизацию, однако до сих пор этого не сделал. Весной 2021 года в информационном поле снова появилась эта тема ‒ сначала президент поручил СНБО подсчитать количество украинских олигархов, а потом анонсировал законопроект о деолигархизации. «Слово и дело» разобралось, почему в экспертной среде достаточно скептически относятся к инициативе президента и нужно ли СНБО считать количество олигархов.
Когда в Украине заговорили о деолигархизации
15 апреля Владимир Зеленский поручил аппарату СНБО, Антимонопольному комитету и Офису президента разработать специальный законопроект о статусе олигархов в Украине. Позже секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов заявил, что они насчитали 13 человек, которые подпадают под определение олигарх, но имен или фамилий не назвал.
Впрочем, каждый среднестатистический украинец знает начало этого списка ‒ Ахметов, Пинчук, Порошенко, Коломойский, Фирташ, Медведчук и другие из рейтинга Forbes. Кандидат юридических наук, адвокат Геннадий Дубов предостерегает, что составление определенного списка людей, на основании которого в дальнейшем будет разрабатываться закон абсолютно недопустимо.
Что о деолигархизации рассказал Зеленский
20 мая, на пресс конференции ко второй годовщине со дня инаугурации, президент Владимир Зеленский заявил, что законопроект о деолигархизации появится уже на следующей неделе и его подготовка практически завершена.
«Закона еще нет, потому что мы подробно подходим к каждой норме. Он вообще написан почти на 100%, думаю, что появится на следующей неделе. Главный смысл и философия: мы точно не хотим убить крупный бизнес, но точно убиваем понятие, содержание и влияние олигархической системы в нашей стране. Влияния на масс-медиа не будет ‒ как и влияния на политику и чиновников. Но если эти люди получат билет под названием «олигарх». Они окажутся в специальном реестре и смогут потерять активы за рубежом», ‒ отметил президент.
«Слово и дело» обратилось к эксперту по теории права и государства, кандидату юридических наук Геннадию Дубову с просьбой разъяснить, может ли Украина предоставлять другим государствам «право накладывать санкции» на активы украинских олигархов.
«Украина не может «предоставлять право» любому иностранному государству накладывать санкции на украинских «олигархов». Любые дискриминационные меры в отношении лица или его имущества накладываются в соответствии с национальным законодательством соответствующего государства-местонахождения такого лица и (или) его имущества. Никаких «разрешений» от любой другой страны, в частности, государства гражданином которой является данное лицо не требуется. Например, накладывая санкции на Игоря Коломойского, США не спрашивали у Украины всяких «разрешений» или «прав», ‒ отметил эксперт.
Говоря о законопроекте, президент добавил, что заинтересован в сохранении большого бизнеса, поскольку это значительная доля налогов в бюджет, а закон поможет олигархам стать просто крупными бизнесменами.
«Это моя философия и жесткая позиция. У них есть выбор: либо остаться и делать как надо, или оказаться в реестре и попасть под санкции. Согласно закону, олигархам предоставят время избавиться от всего этого воздействия. Мы даже покажем им, как это сделать. Тупика не будет», ‒ отметил Владимир Зеленский.
По его словам, определены три пункта, по которым будут определять олигархов в соответствии с законом: влияние на масс-медиа, участие в политической жизни страны (влияние на депутатов, чиновников, министров) и сумма активов. При наличии всех трех признаков человек попадает в реестр олигархов.
Эксперт Геннадий Дубов отметил, что идею деолигархизации, то есть полного устранения влияния крупного капитала на политику, реализовать трудно, но возможно.
«Свидетельством этого являются исторические события октября 1919 года, аналогичные события в Китае, Северной Корее, Вьетнаме, Кубе и других государствах. Другого опыта, по моему мнению, история не содержит», ‒ считает эксперт.
Минус олигарх
19 февраля Рада нацбезопасности и обороны Украины ввела санкции против Виктора Медведчука и его соратника Тараса Козака. Ограничения ввели в связи с расследованием СБУ по финансированию терроризма. Впоследствии генпрокурор Ирина Венедиктова подписала им обоим подозрения в госизмене и нарушении законов и обычаев войны. Уже 13 мая Медведчука отправили под круглосуточный домашний арест, а 20 мая СБУ получила разрешение на задержание Козака.
В колонке для издания «Фокус» президент написал, что в Украине «впервые за многие годы уменьшилось количество олигархов», поскольку Медведчука лишили возможности использовать медиаактивы и государственное имущество.
«Впервые за многие годы не увеличилось, а уменьшилось количество олигархов. Минус Медведчук. Будут еще минусы, пока все олигархи не станут просто крупными бизнесменами», ‒ написал Зеленский.
Ситуацией, которая развивается вокруг кума Путина Зеленский хочет проиллюстрировать, что такое потеря статуса олигарха.
«Если у таких лиц забрать сконцентрированный медиаресурс, когда у них нет уже непрозрачного доступа к стратегическим активам и когда нет «крыши» в Киеве, больше ничего они забрать у государства не могут», ‒ отметил глава государства.
Сейчас Офис генпрокурора оспаривает решение суда с требованием посадить под стражу лидера партии ОПЗЖ, в свою очередь его адвокаты оспаривают решение о домашнем аресте.
Санкции против других олигархов
Общественное мнение относительно наложенных санкций против Медведчука разделилось: одни называли это дело политическим, а другие настаивают на том, что вся деятельность кума Путина за последние годы все же угрожала нацбезопасности страны.
Критикуя санкции, юристы отмечают, что власть не должна заменять всю правоохранительную систему на одну кнопку «правосудия» ‒ СНБО.
Если против лидера ОПЗЖ все же настроена большая часть украинцев, то как для общества власть обоснует возможные санкции против других олигархов, чья деятельность не разрушает территориальную целостность Украины. Их еще называют «хорошие олигархи».
Отвечая на этот вопрос, Геннадий Дубов отметил, что украинцы до сих пор не увидели конкретные доказательства правоохранителей, объясняющие санкции против Медведчука.
_ «Почва» санкций против Медведчука ‒ это «материалы СБУ», которые до сих пор не обнародованы. Более того, генеральный прокурор на последней пресс-конференции заявила, что материалы уведомления о подозрении в совершении террористической деятельности (чем могут быть обоснованы санкции) пока ненадлежащим образом обоснованные, из-за чего не могут быть ею подписаны. Таким образом, «другим олигархам» как и Медведчуку можно предъявить «другие материалы СБУ», содержание которых, исходя из нашей практики, не имеет никакого значення_», ‒ отметил Геннадий Дубов.
А пока текста законопроекта нет, «Слово и дело» собрало все обещания президента и нардепов, которые говорили, что будут бороться с олигархами.
Напомним, политолог Александр Радчук писал в частности о том, удастся ли ограничить влияние олигархов на политику с помощью анонсированного закона.
_София Телишевская, специально для «Слово и дело» _
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»