В Украину, наконец, после обескураживающих мартовских снегопадов, пришла весна, и практически ничто, в том числе поведение власти, не свидетельствует о том, что ежедневно от ковида у нас умирает больше трехсот человек.
С фронта сообщают, что там сегодня от обстрела погибло четверо наших ребят. Четверо в день – это очень большая и тревожная цифра. Почему она воспринимается тяжелее, чем 362 человека, о смерти которых от коронавируса Минздрав сообщил накануне, большая загадка. При этом маловероятно, что завтра на фронте будут такие же высокие потери, а вот от болезни – гарантированно новые три сотни покойников, ведь признаков спада не наблюдается и близко.
Мы и с войной-то как-то за долгие годы свыклись, научились задвигать ее куда-то подальше, в слепое пятно, а пандемия в этом отношении просто творит чудеса. Хотя уже все так или иначе сталкивались с болезнью, у себя или у близких, в официальной статистике 31 с лишним тысяча умерших, но никакого упадка в общественной атмосфере в связи с этим не чувствуется. Ну, поругивают власть за позорно проваленную вакцинацию, но как-то в дежурном режиме, как Кличко за дороги и безобразную застройку. При этом опять выбрали же, да?
Вакцинация действительно производит удручающее впечатление. На вчерашний день одну дозу двухдозовой вакцины получили 174 тысячи 324 человека, 0,42% населения. Сказать, что остальные проценты сильно переживают по этому поводу, так нет. Хотя в среднем организация защитных прививок оценивается украинцами как «ужасная», на 2,3 балла из пяти (данные Социологической группы «Рейтинг»), только 37% лояльно относятся к идее вакцинироваться. И даже те, кто не против бы, с большим недоверием относятся к той вакцине, которая предлагается нашими властями. 46% вообще думают, что поднять иммунитет можно куда лучше чем-то другим. Не хочется даже представлять, чем именно.
Но и в целом большой веры вакцинам нет: 38% украинцев видят в вакцинации способ заработать на людях и контролировать их. Тут, что интересно, конспирологическое отношение к вакцине пересекается с таким же, но еще более массовым восприятием самого коронавируса: 71% наших соотечественников уверены, что он был создан искусственно, 40% видят в этом происки неких сил, которые ставят своей целью уменьшить население планеты.
Вообще пандемия стала отличным способом получше узнать друг друга, если, конечно, слово «отличный» тут уместно. В среднем мы как-то не очень умны, плохо образованы и чрезвычайно подозрительны. При этом весьма легкомысленно относимся к своему здоровью, на здоровье других, в общем, плевать, как и на их смертную убыль, а за родных и близких, да, тревожимся, что ж мы, звери какие-то?
Еще одно открытие: хотя мы недовольны властью, оказавшейся абсолютно неспособной нас защитить, и даже костерим ее за это, особой обиды именно обстоятельства проваленной борьбы с пандемией не вызывают. Какие угодно у нас случаются протесты, только не по этому поводу, который, на первый взгляд, да и на все последующие, предельно серьезен. Будто существует некий негласный контракт: они все проваливают, видимо, из-за врожденной бестолковости украинской власти, мы не шибко бережемся, очевидно, из-за врожденного пофигизма. Наблюдается некоторое соответствие, если не сказать гармония.
И даже смерть не разлучает нас.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»