Жители столичной Троещины, скорее всего, уже потеряли веру в то, что в их районе когда-то будет метро. Проект обсуждают уже больше 20 лет, он стал и городской легендой, и обещанием, которым кандидаты в мэра Киева «соблазняют» горожан перед выборами. Впрочем, сейчас появилась небольшая надежда на его реализацию. Во-первых, близится к завершению строительство Подольско-Воскресенского моста, а это один из самых важных этапов запуска метро. А, во-вторых, проект начали обсуждать не только на уровне местной власти: недавно в Министерстве финансов заявили, что открыть первый участок метро вполне реально до 2024 года. «Слово и дело» решило вспомнить «новейшую» историю метро на Троещину – времен мэра Виталия Кличко.
Небольшая ретроспектива, что же было с метро в «докличковские» времена. Первые проекты строительства метро на Троещину появились в 80-е годы. Изначально новая линия метрополитена должна была пройти от Жулян, через Соломенку, ж/д вокзал, Лукьяновку и Контрактовую площадь через новый мост на левый берег. На самой Троещине линия должна была идти вдоль центрального проспекта Маяковского.
Схему строительства четвертой линии неоднократно меняли, но все упиралось в необходимость построить сначала мост через Днепр. Работы по возведению Подольско-Воскресенского моста начались в 1993 году, но из-за проблем с финансированием строительство то «замораживали», то возобновляли. Подробнее об истории этого проекта можно прочитать здесь.
Несмотря на такое препятствие, местная власть регулярно обещала начать строительство метро на Троещину. Мэр Киева Александр Омельченко называл срок начала работ – сентябрь 2006 года. До 2020-го он собирался построить 13 станций, это оценили в 68 млн грн.
Далее Леонид Черновецкий обещал метро на Троещину до 2011 года. Заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко говорил, что завершить строительство Подольско-Выгуровской линии метро рассчитывают до 2015 года.
Александр Попов собирался начать строительство метро в 2013 году и сдать первую станцию в 2015-м. Первая очередь метро должна была включать 6 станций: «Глыбочицкая», «Подольская», «Судостроительная», «Труханов остров», «Залив Десенка», «Радужная».
Обещание на счет метро на Троещину давал даже Николай Азаров: в 2012 году премьер-министр говорил, что за 4-5 лет построят 12 станций.
Кличко обещал построить метро на Троещину за 5 лет
Впервые баллотируясь на пост мэра Киева Виталий Кличко в предвыборной программе оптимистично пообещал построить метро на Троещину за 5 лет. В октябре 2014 года в городской администрации озвучили предварительные подсчеты, сколько времени и денег нужно на проект.
«Есть метрополитен на Троещину, который стоит 19 млрд грн, на реализацию которого чистого времени нужно около 12 лет, если начать финансировать прямо сегодня», – заявил главный специалист управления инженерно-транспортной инфраструктуры КГГА Виктор Петрук.
«Мы его строим уже 30 лет, и мы его точно не построим в ближайшие 30 лет, потому что ситуация в стране изменилась. Если мы не нашли инвестора до 2008 года, до кризиса, то сегодня мы точно не найдем инвестора для такого масштабного проекта», – подчеркнул он. По словам Петрука, запуск скоростного трамвая на Троещину, который рассматривали как альтернативу метро, тоже является нецелесообразным. Реальной альтернативой может быть развитие городской электрички, на это нужно только 2 млрд грн.
В начале 2015 года Кличко заявил, что денег на метро в бюджете нет, но проект все равно остается в приоритете: «В бюджете нет денег на строительство метро. Поэтому мы сейчас ищем инвесторов, рассматриваем разные условия и предложения. Одновременно мы обсуждаем возможность финансирования проекта с международными финансовыми организациями, как ЕБРР и Всемирный банк. Надеюсь, что в следующем году мы сможем найти выход».
Но летом следующего, 2016-го, года Кличко озвучил совсем не новый тезис – о метро на Троещину можно будет говорить только после запуска Подольско-Воскресенского моста. Тогда рассчитывали его достроить примерно за три года. То есть уже ни о каком «строительстве метро за 5 лет», как Кличко обещал в программе, речи не шло.
В декабре 2016 года в КГГА и вовсе заявили, что планы по развитию Подольско-Выгуровской линии метро приостановлены, вместо этого власти предложили создать обособленную линию для коммунального транспорта (отдельную полосу для общественного транспорта). И снова прозвучали фантастические сроки строительства метро – 10-15 лет, а то и все 20, «учитывая, как идет такое строительство в Украине».
Строительство метро на Троещину: появление китайских инвесторов
Несмотря на все заявление о нерентабельности строительства, в июле 2017 года в КГГА представили план ветки метро на Троещину.
Заместитель главы администрации Николай Поворозник сообщил, на линии будет 14 станций, из них 3 пересадочные (только они будут под землей). Одним из инвесторов, по словам Поворозника, станет китайская компания, а приступить к строительству можно будет в 2018 году.
Действительно, в ноябре 2018 года Виталий Кличко подписал соглашение о сотрудничестве по строительству метро с китайским консорциумом, в который входят компании China Railway International Group Co., Ltd. и China Pacific Construction Group with China Railway International Group Co., Ltd.
Стоимость проекта оценили в 2 млрд долларов, 85% суммы должен был обеспечить кредит от китайских финансовых учреждений. Проект предусматривал новую линию метро протяженностью почти 18 км с 13 станциями, а также пересадочную линию протяженностью 1 км. Предположительный срок строительства – 5 лет.
Через год КП «Киевский метрополитен» объявил тендер на технико-экономическое обоснование строительства новой линии метро. Ожидалось, что проектные работы будут стоить 148,5 млн грн, а само строительство, по данным Министерства инфраструктуры, 2,5-3 млрд долларов.
Одно через несколько месяцев тендер отменили из-за сокращения расходов на закупку товаров, работ и услуг. А марте 2019-го Кличко «обрадовал» киевлян: метро на Троещину – это вопрос 4-5 лет при наличии финансирования и завершения строительства Подольско-Воскресенского моста.
Новый план строительства метро на Троещину
В последние несколько лет активизировалось строительство Подольско-Воскресенского моста, уже начали называть конкретные сроки его открытия. В начале 2020-го, инспектируя строительство, Кличко заявил, что следующим этапом будет метро на Троещину. Это вопрос, по его словам, 4-5 лет.
До этого, в ноябре 2019 года, Киевсовет обращался даже к президенту и Кабмину с просьбой выделить деньги на новую линию метро. «Стоимость строительства метро на Троещину оценивают в пределах 40-50 млрд грн, что практически равно годовому бюджету Киева. А появление новой ветки метро к массиву прогнозируют не раньше, чем в 2035 году. По нормативам нужно минимум шесть лет, чтобы завершить строительство Подольско-Воскресенского моста. Сейчас даже проекта Подольско-Выгуровской линии не существует. Поэтому городу крайне необходима финансовая поддержка государства», – заявила автор обращения, депутат Татьяна Мелихова.
В Офисе президента поручили правительству «проработать» этот вопрос.
В сентябре прошлого года председатель «Киевгенплана» Сергей Броневицкий рассказал, что новая линия метро на Троещину будет проходить вдоль центрального проспекта Маяковского. Так 70% жителей района будут находится в пешей доступности от метро.
В ноябре «Киевгенплан» представил вариант развития Подольско-Воскресенской линии метро – от Троещины до Окружной дороги. Ее протяженности составит 31 км, будет 22 станции.
В течение 5-7 лет планируется запустить первые 5 станций: «Радужная», «Труханов Остров», «Судостроительная», «Подольская» и «Глубочицкая».
До 2040 года еще 12 станций: «М. Цветаевой», «М. Закревского», «С. Лифаря», «Т. Драйзера», «В. Маяковского», «Бульвар Перова», «С. Стальского», «Братиславская», «Затока Десенка», «Площадь Победы», «Южный Вокзал», «Соломенская площадь». Таким образом, к тому времени будет 17 станций.
В перспективе еще 40-50 лет (2060-2070 годы) предполагается построить 5 станций: «Чоколовский», «Аэропорт», «Кольцевая дорога», «Академика Курчатова», «ул. Киото».
Центральной власти, вероятно, надоело смотреть на мучение КГГА с метро. На днях в Министерстве финансов заявили, что первый участок метро на Троещину реально запустить до 2024 года, а ведомство готово помочь киевским властям привлечь финансирование ЕБРР и Европейского инвестиционного банка.
«Главным препятствием для строительства метро на Троещину было отсутствие моста, Подольско-Воскресенского мостового перехода. Сейчас строительство основной части моста почти закончили. Теперь городские власти имеют возможность начинать строительство левобережных и правобережных подходов на этот мост», – заявил заместитель министра Александр Кава.
Ранее «Слово и дело» изучило, с чего началась и как развивалась идея построить Диснейленд в Киеве.
Напомним, кто из киевских мэров сколько станций метро построил, можно посмотреть на инфографике.
Также мы вспоминали «вечные» обещания украинских политиков.
Александра Худякова, Ирина Левицкая, специально для «Слово и дело»
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»