Влияние из центра: почему реформу децентрализации завершают префектами

Читати українською
Александр Радчукполитолог

На прошлой неделе Верховная рада заложила фундамент для завершения реформы децентрализации в части внесения изменений в закон «О местных государственных администрациях». Народные депутаты 229 голосами поддержали в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О местных государственных администрациях» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно реформирования территориальной организации власти в Украине».

На принятии этого законопроекта акцентировали внимание в Министерстве развития общин и территорий. Документ предусматривает четкое разграничение полномочий по ключевым направлениям, а также регулирует вопросы формирования и организации деятельности областных и районных государственных администраций.

Этим реформа не завершится ‒ парламент еще должен принять решение о введении института префектов, а для этого нужно внести изменения в Конституцию. Проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» был отозван еще в январе 2020 года и внесение новой редакции документа ожидалось уже после местных выборов. Однако этого так и не произошло.

Ситуацию ускоряет президент ‒ в феврале текущего года он призвал народных депутатов утвердить изменения в Конституцию Украины в части децентрализации, в которых будут предусмотрены институт префектов и ликвидация местных администраций. «Мы хотим, чтобы ряд вопросов в городах решали не чиновники в столичных кабинетах, а непосредственно те люди, которые живут в тех или иных регионах страны... Поэтому префекты будут контролировать соблюдение Конституции и законов Украины на каждой территории и станут залогом унитарного устройства нашего государства», ‒ отметил глава государства.

До сих пор окончательно не ясно ‒ какими именно полномочиями будет обладать префект, сколько их будет и вообще удастся ли завершить реформу децентрализации в этом году.

Доформировать вертикаль

Несколько подробнее по поводу будущих планов фракции монобольшинства рассказал председатель партии «Слуга народа» Александр Корниенко. По его словам, префекты должны стать представителями Кабмина на соответствующих территориях, однако назначаются и увольняются президентом по представлению правительства.

Кто такие префекты и чем они будут отличаться от глав ОГАМаленькие президенты на местах или защитники демократии? Мы разбирались, какие полномочия будут у префектов, если нардепы примут соответствующее законодательство.

До сих пор продолжаются дискуссии, сколько именно должно быть префектов ‒ то ли по принципу назначения нынешних глав государственных администраций, то ли по принципу назначения глав областных государственных администраций. В первом случае, учитывая принятое решение Верховной рады от 17 июля 2020 года «Об образовании и ликвидации районов» префектов нужно будет 136. Или всего 24 ‒ по количеству областей.

За префектами закрепляются исключительно контролирующие функции и в провластной команде обещают, что префекты не смогут по своему усмотрению останавливать любые решения местных депутатов. Однако по логике будущих изменений, институт префектов нужен именно для того, чтобы контролировать четкое соблюдение местными депутатами и органами самоуправления норм Конституции, прежде всего тех, которые гарантируют национальную безопасность и унитарное устройство Украины.

Правда, принять изменения в Основной закон уже в этом году будет крайне непросто. Именно поэтому президент обратился не только к народным депутатам из монобольшинства, но и ко всем фракциям Верховной рады. Соответствующие изменения в Конституцию сначала нужно принять в первом чтении 226 голосами с соблюдением всех требований до конца текущей сессии парламента в июле 2021 года.

После этого законопроект будет направлен для экспертизы в Конституционный суд, и в случае его положительного заключения может быть принят только осенью этого года не менее 300 голосами нардепов. Пока что задача по принятию изменений в Основной закон выглядит как вызов для пропрезидентской команды.

Политические последствия

Очевидно, окончательная конфигурация законопроекта, в котором будут понятны принципы формирования и деятельности префектов, станет известна позже ‒ ведь раньше такого института не существовало и его приходится прописывать «с нуля». Сказать, что префекты будут дублировать полномочия нынешних глав ОГА было бы слишком просто ‒ их роль для центральных органов власти будет более ответственной, а с другой стороны ‒ «суженной» по своему влиянию. В идеале, префекты должны выполнять роль неких «мини-СНБО» в каждой области, однако не осуществлять никаких карательных или процессуальных функций.

Какие изменения в Конституцию Украины предлагали внести президентыКаждый президент Украины предлагал свои изменения в Конституцию. Больше всего их у Петра Порошенко и Владимира Зеленского.

Уже сейчас очевидно, что в условиях сохранения рейтингового отрыва от конкурентов, в пропрезидентской команде рассматривают институт префектов как еще один вероятный способ контроля над местными элитами. Для этого даже будет сформирован кадровый резерв из около 300 кандидатов в префекты.

Следует отметить, что такой подход может существенно усилить пропрезидентскую команду на местах, учитывая не слишком развитую сеть партийной структуры «Слуги народа». Так, подобный принцип «скамейки запасных» применен и в упомянутом выше законопроекте о местных государственных администрациях. В соответствии с ним, главы местных государственных администраций будут назначаться на должность президентом Украины по представлению правительства из кадрового резерва сроком на 3 года.

А еще вводится принцип ротации, который предусматривает, что по истечении трехлетнего срока их деятельности в пределах одного района их могут перевести в другую административно-территориальную единицу Украины. Так же, как и в ситуации с префектами, формируется кадровый резерв глав местных государственных администраций.

Чем интересны такие нововведения? Они создают одновременную опору и для исполнительной вертикали, и для президента. То есть, со временем формируется новая структура государственных служащих, которая будет работать в рамках системы контроля центральной власти над органами местного самоуправления. Хорошо это или плохо? С одной стороны, у президента исчезает необходимость все время оглядываться на рейтинги партии, которой он обеспечил прохождение в парламент. С другой стороны, такая система работает только тогда, когда у главы Кабмина нет собственных политических амбиций.

Долго ли просуществует подобная благоприятная конфигурация, пока остается интригой. Однозначно лишь то, что быстро создать вертикаль института префектов у нынешней правящей команды не получится ‒ придется идти на длительные политические переговоры с конкурентами и потенциальными союзниками.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: