Кто такие префекты и чем они будут отличаться от глав ОГА

Читати українською

Префекты в Украине еще не появились, но перед выборами эта тема снова стала очень популярна. Президент Петр Порошенко заявил, что будет добиваться ликвидации должностей глав ОГА, вместо которых должны появиться префекты. Но для этого необходимо, чтобы нардепы приняли изменения в Конституцию. Соответствующий законопроект лежит в Верховной раде с 2015 года и до сих пор не попал в сессионный зал из-за своей дискуссионности. «Слово и Дело» разбиралось, какие полномочия будут иметь префекты и чем они будут отличаться от нынешних глав ОГА.

Создание института префектов для надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления предусмотрено проектом закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)».

Конституционные новеллы вызвали немало критических замечаний в экспертной среде, у представителей общественности и многих народных депутатов. Поэтому большие ожидания возложены на профильный закон о префектах, который должен был детализировать формы и порядок реализации префектами их контролирующих полномочий и тем самым развеять опасения.

Согласно законопроекту, институт перфектов появится после вступления в силу изменений в Конституцию по децентрализации и, соответственно, после ликвидации местных госадминистраций.

Есть ли взаимосвязь между ответственностью глав ОГА и поддержкой президента в регионах на выборахЛучше всего живется в центральных областях Украины, хотя наибольшую поддержку действующий президент получил на западе страны, а самые ответственные председатели ОГА в вовсе – из других регионов.

Главная цель нововведения – создание эффективного надзора за конституционностью и законностью решений органов местного самоуправления.

Префект будет представителем местных органов исполнительной власти, государственным служащим, не относится к политическим должностям, не увольняется после смены президента или правительства, не зависит от местных политических элит.

В отношениях с органами местного самоуправления (ОСМ) наделен такими полномочиями: следит за конституционностью и законностью решений ОМС; не может оценивать целесообразность и эффективность решений ОМС; приостанавливает действие незаконных актов ОМС и одновременно обращается в суд; не принимает окончательного решения о законности актов ОМС, это может решать только суд; может посоветовать местному совету привести свое решение в соответствие с Конституцией и законами; обнародует сообщение об остановке акта ОМС; обладает меньшими полномочиями, чем нынешние местные госадминистрации.

Предполагается, что префекты будут действовать в каждом районе и в каждой области. У Киева и Севастополя будут собственные префекты.

Для организации работы префекта создаются секретариаты. Префекты отбираются по результатам открытого конкурса. Одновременно формируется кадровый резерв префектов. Работающих в области/районе не более трех лет. Далее – ротация. Префекты назначаются и увольняются президентом Украины по представлению правительства. Такая же процедура в настоящее время действует для глав госадминистраций. Префекты ответственны перед президентом, подотчетны и подконтрольны правительству, ежегодно отчитываются перед ними.

Противники законопроекта утверждают, что с введением института префектов президент становится, по сути, главой жесткой вертикали функционеров, объединяющих полномочия прокуроров с главами госадминистраций. При желании префект может достаточно широко толковать свои полномочия, что на уровне региона может обернуться ожесточенной борьбой за власть. Поскольку префект назначается президентом, то он будет иметь на этих людей сильное влияние. Покрыв страну сетью префектов, он может существенно укрепить свое влияние на местном уровне. Отсюда и подозрения в узурпации власти.

Кроме того, оппоненты законопроекта утверждают, что должность префекта углубит конфликт между президентом и Кабинетом министров.

В Украине планируют использовать французский опыт при внедрении института префектов. Французская модель является «относительно мягкой», поскольку, согласно этой модели, префекты могут только приостановить решение актов местного самоуправления, а не отменять их, как в других европейских странах (например, в Польше).

Подробнее – на инфографике.

Ранее мы писали, какой может быть реформа полномочий ОГА.

Также мы писали, что Порошенко обещает ликвидировать должность главы ОГА, хотя его фракция провалила это намерение.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.