Дорогие дороги: где Украина покупает битум и что влияет на ценообразование

Читати українською
На стоимость строительства и ремонта дорог влияет цена стройматериалов, в частности битума. Почему в Украине самый дорогой битум в Европе, и почему он не подешевеет в этом году.
Слово и дело

В 2021 году строительство и ремонт дорог в Украине обещают проводить еще более активными темпами, несмотря на продолжающийся коронакризис. Власть отчитывается: в минувшем году отремонтировать удалось более 4 тысяч километров автодорог. В то же время представители предыдущей власти, в частности, экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян, заявляют, что стоимость ремонта за последний год значительно выросла ‒ во времена Порошенко им удавалось за те же деньги строить в три раза больше, хоть и медленнее. «Слово и дело» решило разобраться, не связана ли повышенная стоимость строительства и ремонта дорог с дороговизной битума, который используется в ремонтных работах, ведь Украина является импортозависимой и сама создает повышенный спрос на этот материал. О ситуации на рынке битума мы расспросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна.

В 2021 году может понадобиться до 1,5 млн тонн битума

Дороги в стране стали активно строить и ремонтировать, это резко увеличило потребление битума. Насколько увеличились объемы использования битума в 2020 году по сравнению с 2019-м?

В 2019 году объем рынка был 670 тыс. тонн, а в 2020 году – 1 млн 100 тыс. тонн. Очень серьезный рост. А в 2021 году может понадобиться до 1,5 млн тонн. Все зависит от денег. Я так понимаю пока нет четкой цифры финансирования на этот год. «Укравтодор» ее еще не объявил. Видимо идут какие-то консультации, в том числе, с международными финансовыми организациями, которые вкладывают средства в развитие инфраструктуры.

ЕБРР предоставит Украине почти полмиллиарда евро кредита на ремонт дорогЕвропейский банк реконструкции и развития предоставит Украине кредит на 450 миллионов евро на капитальный ремонт трассы Киев - Одесса и строительство северной объездной дороги возле Львова.

По крайней мере, у президента было намерение активнее заниматься дорогами. Министр финансов объявил, что они работали над тем, чтобы в полтора раза ‒ до 150 млрд грн увеличить бюджет стройки.

Правда ли, что Украина сейчас закупает битум дороже остальных стран Европы?

Надо смотреть последние данные. Я помню ситуацию на весну минувшего года, у нас были абсолютно рекордные премии поставщиков. Потом они немного упали. Я думаю, что можно уверенно говорить о том, что в Украине одна из самых высоких цен на битум в Европе.

В октябре 2020 года Россия сняла запрет на экспорт битума в Украину. Как это отразится на рынке, повлияет ли на цену битума?

Да, с апреля 2019 года действовало эмбарго на экспорт российского битума в Украину. В конце прошлого года оно было снято и, в принципе, участники рынка возлагают большие надежды на этот сегмент поставок потому что, откровенно говоря, в сезоне-2020 мы увидели рекордное потребление битума, когда на пике рынок прошел по краю.

То есть я бы не сказал, что возник дефицит, но все источники и все мощности работали на пределе возможностей. «Укртатнафта» была загружена на 100%, беларусы – на 100%, все, что можно было доставить по морю, тоже забиралось по максимуму.

Учитывая, что на этот год ожидается усиленное финансирование (на строительство дорог – ред.), понадобится больше битума. Поэтому российский битум может пригодиться очень сильно.

Сколько примерно не хватает? Не будет ли простоев из-за нехватки битума?

Финансирование планировалось увеличить в полтора раза. Если в 2020 году мы потребили 1 млн 100 тыс. тонн битума, то это приблизительно плюс 550 тыс. тонн. Наша «Укртатнафта» уже заявила, что на 100 тыс. тонн может увеличить мощности. То есть, нужно еще 450 тыс. тонн. И вот это уже проблема.

Белорусы вряд ли смогут нарастить. Нет у них такой возможности. Есть потенциал поставок по морю, но даже если он увеличится вдвое, то еще тысяч 200-300 надо будет где-то найти. Это большой объем. Считайте, 20-25 % рынка. В такой ситуации Россия – хороший вариант.

Почему битум не станет дешевле, чем в минувшем году?

А что будет с ценами? Опять будут максимальными, раз есть такой повышенный спрос?

Россия в этом плане такая загадочная страна. Если мы все, например, беларусы, «Укртатнафта», европейские поставщики работаем с привязкой к мировым котировкам, то в России очень велико влияние внутреннего рынка. Как там сложится ситуация? Будут ли там какие-то проекты? Что там в России? Какой спрос на битум, какие свободные мощности?

В «Укравтодоре» назвали топ-5 отремонтированных украинских дорогС начала 2020 года Укравтодор отремонтировал более 4 тысяч километров автодорог. Об этом рассказал советник главы Укравтодора Юрий Голик.

Например, некоторые стратеги предлагают выкупать битум зимой. Если нет спроса, он там стоит копейки. Можно было бы покупать его сейчас, привозить и тут хранить до лета.

Это возможно технически?

Конечно. Есть масса хранилищ, которые простаивают. Битум возят в автомобильных цистернах. А для того, чтобы вести по железной дороге, надо сливаться где-то на хранилища. Как раз вариант с железной дорогой почти не задействован, а как раз из России все идет в вагонах. Такой вариант вполне возможен.

Мы увидели, что в сезон в России переработка упала. Как это скажется на производстве битума, сложно сказать. Я думаю, что наши трейдеры будут очень активно прорабатывать это направление.

Сейчас цены какие? Ниже, чем в сезон?

Нет, цены привязаны к мировым. Например, если летом цена на нефть была 35 долларов за баррель, то сегодня она – 55. Поэтому битум не будет дешевле, чем минувшим летом. А что касается сезонных подорожаний, то есть дифференциалы, то есть так называемые премии, которые поставщики выставляют. Но они тоже все достаточно осязаемы и, как правило, устанавливается одна премия на весь сезон. Поэтому скачки цены могут быть только в зависимости от мировых цен на нефть.

В Украине повышенный спрос на битум из-за активного строительство дорог. Возможно, стоит строить не так быстро, и тогда получится закупать битум подешевле?

Я думаю, что нет. Наша проблема в том, что мы импортозависимы. Мы себя не обеспечиваем битумом. В этом году из 1 млн 100 тыс. тонн всего 300 тыс. было сделано в Кременчуге. Это меньше 30%. Ситуацию понимают и беларусы, и поляки, и в Европе. Когда ты приходишь на рынок, потому что тебе надо, тогда все равно сколько ты берешь – много или мало. Все равно цена будет максимально возможной.

Почему у нас нет предприятий, производящих битум?

Нет заводов, которые производят только битум. Есть нефтеперерабатывающие заводы, которые вместе с битумом производят дизельное топливо, бензин и другие нефтепродукты.

Это огромные предприятия, которые стоят миллиарды долларов, и в Украине, к сожалению, эти заводы стоят. Раньше битум выпускали Лисичанский завод, на западной Украине была битумная установка в Надворной, на Одесском МПЗ тоже была битумная установка. Они закрылись из-за того, что нет экономики переработки нефти – предприятия старые.

Производство битума на заводе, это, условно говоря, 15% от нефти, а остальные продукты куда девать? Это вопрос технологии, времени, и так далее. Такой вариант сейчас никто не рассматривает. Эти заводы закрылись безвозвратно. Только экономика битума их не вытянет какой бы ни был дорогой этот продукт.

Ранее «Слово и дело» анализировало, что из обещанного на 2020 год по программе «Большого строительства» не успели сделать до конца.

Также мы писали, что на ремонт дорог потратили более 25 млрд грн из Фонда борьбы с COVID-19. Куда еще были направлены средства фонда?

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: