Закон о референдуме: какие вопросы можно выносить на рассмотрение, а какие остались под запретом

Читати українською
Александр Москалюкэксперт по конституционному праву
Богдан Бондаренкоэксперт по конституционному праву

Верховная рада приняла во втором чтении закон о народовластии через всеукраинский референдум. «Слово и дело» писало, как голосовали народные депутаты за инициативу президента Владимира Зеленского. Кому не понравится принятый законопроект, какие вопросы нельзя выносить на референдум и насколько сложно его инициировать мы спросили у экспертов по конституционному праву Александра Москалюка и Богдана Бондаренко.

По мнению Богдана Бондаренко, принятый во втором чтении законопроект вполне позитивный, особенно для тех, кто не является ярым сторонником референдумов.

«С точки зрения процесса принятия законопроекта все прошло как никогда замечательно: за его основу взяли законопроект, который был зарегистрирован еще в 2015 году, отдали его на рабочую группу, также документ был на рассмотрении Венецианской комиссии, и некоторые ее выводы были учтены на стадии внесения правок», – отметил он.

Что касается сути законопроекта, то, по словам юриста, документ не понравится сторонникам концепции широкого народовластия.

«Для тех, кто рассказывает, что у нас должен быть референдум едва не везде, этот закон плохой, потому что он достаточно сужает предмет референдума, который может быть вынесен на рассмотрение украинского общества. Соответственно, для тех, кто считает, что референдум не столь замечательный и безопасный механизм народовластия, этот закон наоборот в целом очень позитивный», – сказал Бондаренко.

Согласно Конституции, референдумы не проводятся в отношении налогов, амнистии и бюджета. При этом у нас может быть предусмотрено несколько видов референдумов. Если вносятся изменения в разделы к I, III и XIII Конституции Украины, они нуждаются в утверждении всеукраинского референдума.

Фильтр демократии: где граница между народовластием и процедурамиВозможно ли запустить механизмы народовластия в Украине, не навредив демократическим процедурам, и одновременно не рискуя национальной безопасностью государства, — анализировал политолог Александр Радчук.

«Третий раздел, это выборы, 13-й – это внесение изменений в Конституцию. Первый раздел касается основных положений, например таких, которые определяют форму государственного правления, территориального устройства, статус государственного языка, правовой статус земли в Украине и других природных ресурсов», – уточнил Александр Москалюк.

Юрист объяснил на примере, если предположить, что кто-то решится вносить изменения в ст. 10 Конституции о государственном языке, тогда обязательно придется проводить референдум.

«На самом деле ни одна политсила не ставит под вопрос ст.10 Конституции. Она выписана настолько общо, что вопросов к ней нет и ее можно толковать по-разному. Другое дело, что дальше принимаются различные законы и уже здесь возникают вопросы. Если вдруг возникнут вопросы к ст. 10, тогда понадобится решение Верховной рады (две трети), после чего этот вопрос выносится на всеукраинский референдум. Но сегодня это нереальная ситуация. Во-первых, не наберется двух третей голосов в парламенте, во-вторых, по всем социологическим данным, этого не случится», – пояснил юрист.

Также обязательно должен проводиться всеукраинский референдум в случае, если встанет вопрос изменения территории Украины.

«На самом деле, теоретически на референдум можно вынести любой вопрос. Также вопросы, связанные с референдумом по народной инициативе не ограничены в предмете, кроме того, что прямо запрещено Конституцией. Просто надо определяться, есть ли необходимость решения этого вопроса именно через референдум», – отметил Александр Москалюк.

По мнению эксперта, в тех странах, где существует развитая демократия, референдумы целесообразны и работают на развитие общества.

Народовластие: в чем риск принятия важных государственных решений через референдумНасколько целесообразно выносить на усмотрение народа сложные и глубоко дискуссионные вопросы и в чем основные риски плебисцитов для общества.

«Там, где развитой демократии не существует любая история с референдумом связана с манипуляциями, спекуляциями. Россия, Беларусь, Казахстан много вопросов выносят на референдумы, чтобы показать, что этого хочет народ и легитимизировать свои политические интересы», – считает он.

Хотя не стоит опасаться, что в Украине произойдет подобная ситуация, ведь на самом деле реализовать проведение референдума по народной инициативе у нас не так-то просто.

«Надо собрать 3 млн подписей людей, которые имеют право голоса в двух третьих областей Украины. Это достаточно серьезная процедура. У нас Тимошенко хотела вынести вопрос о земле на референдум, но Административный суд решил, что не было собрано необходимого количества голосов для того, чтобы запустить механизм референдума», – напомнил Москалюк.

Украинцы также могут через так называемый отменяющий референдум отменить закон, принятый Верховной радой.

«Это формат так называемого народного вето. Есть концепция, согласно которой референдум – это реализация народом цивилизованного права на восстание. Если парламент принимает закон не соответствующий народным интересам (антинародный), то можно инициировать референдум, на котором отменить этот закон. И в дальнейшем есть сроки, к которым после референдума нельзя возвращаться к этим законодательным положениям», – пояснил Богдан Бондаренко.

Есть еще консультативный референдум по вопросам общегосударственного значения, которые являются общими для всего украинского народа.

«Это единственный вид референдума, после которого еще надо что-то делать парламенту, президенту. Другие виды референдумов автоматически вступают в силу после принятия итогов референдумного процесса Центральной избирательной комиссией», – уточнил юрист.

Еще интересная особенность, согласно Конституции, Конституционный суд может проверять на законность вопросы, которые выносятся на референдум по народной инициативе. Это не обязательная процедура, только если в КСУ будет соответствующее обращение.

«Однако в законе эти полномочия КСУ расширили на вопрос о всех референдумах. Например, вопрос общегосударственного значения», – уточнил Бондаренко, соглашаясь со своим коллегой, что принятый законопроект не позволяет выносить на референдум все что угодно.

«У нас в Конституции написано, что народ имеет право на референдум. Был нужен закон, который бы детализировал процесс реализации этого права, соответственно, теперь есть такой закон, парламент выполнил свой долг, который должен был выполнить еще, по одной версии, начиная с 2018 года, а по другой – с 2012-го», – сказал он.

Принятый законопроект не затрагивает вопросы местных референдумов. В 90-х годах был закон о всеукраинском и местных референдумах, который был отменен в 2012 году. Именно местные референдумы на уровне общины, по мнению Бондаренко, наиболее важные, потому что дают возможность для реализации полноценного местного самоуправления.

Ранее «Слово и дело» разбиралось, что обещали политики украинцам о референдуме и народовластии.

Также мы разбирались, что изменит законодательство о референдуме.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: