Фильтр демократии: где граница между народовластием и процедурами

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Нынешние местные выборы — настоящий триумф демократии. Поскольку украинцы будут избирать депутатов в местные советы и ОТГ, мэров, сельских голов, попробовать свои силы на выборах могут все желающие, если соответствуют определенным критериям и имеют возможность внести залог.

Многообразие кандидатов и партий — впечатляет. Однако, с другой стороны, сами избиратели справедливо обеспокоены, задавая вполне логичный вопрос: «кто все эти люди»? И в ЦИК уже предупредили, что из-за сложности процедуры подсчета голосов после изменения избирательной системы, для определения победителей нужно будет больше времени.

Параллельно с выборами будет происходить еще и опрос, инициированный Офисом президента и лично Владимиром Зеленским. Все эти «избирательные» нагрузки параллельно с ситуацией вокруг пандемии коронавируса, добавляют нервозности процессу волеизъявления. А кроме того, по мнению многих экспертов, постепенно ослабляют сами демократические процедуры, позволяя одним трактовать их по своему усмотрению, а другим — вообще игнорировать.

Именно на фоне всех этих изменений в сознании избирателей постоянным лейтмотивом нынешней власти раздается тема совершенствования процедур, способствующих так называемому «народовластию». Однако, не стоит ли на самом деле задуматься над другой стороной процесса — соблюдением демократических процедур при принятии решений. Действительно ли народовластие сможет способствовать решению основных проблем украинцев? Чего следует ожидать от нововведений в законодательстве? И не стоит ли пересмотреть сам подход к вопросу учета потребностей и мнений граждан?

Опасности народовластия

Одна из не слишком заметных новостей последних дней — предупреждение Службой безопасности попытки проведения властью одного из сел в Харьковской области местного референдума о создании новой объединенной территориальной общины. По информации пресс-службы СБУ, депутаты сельсовета вместе с поселковым головой решили, что новая территориальная община, центром которой должен был стать именно их населенный пункт, должна объединить еще семь соседних сел. И именно путем проведения «референдума» они планировали легитимировать свое решение.

Президент спрашивает: почему опросы Зеленского сформулированы вопреки юридической логикеХотя результаты опроса и не имеют правовых последствий, их формулировки противоречит юридической логике, объясняет Александр Москалюк.

Казалось бы, вот это и есть пример подлинного народовластия. Однако именно такие случаи, в причинах которых нужно разбираться и правоохранительным органам, и власти на центральном уровне, составляют без преувеличения угрозу национальной безопасности Украины.

Да, действительно, в стране продолжается реформа децентрализации, и не все общины довольны результатами и возможными последствиями этого процесса. Впрочем, изменять границы общин путем местного референдума — слишком опасный инструмент, который угрожает самим устоям государственности, хотя напрямую пока никаких возможных запретов таким процедурам не предусмотрено.

Даже больше: в прошлом году, идя на выборы, команда Владимира Зеленского обещала гражданам всяческое содействие идеям народовластия. В частности, учесть мнение граждан при решении как стратегических вопросов развития государства, так и решения проблем на локальном уровне.

Пока в данном направлении был совершен один существенный шаг - Верховная Рада в июне текущего года приняла в первом чтении президентский законопроект «О народовластии через всеукраинский референдум». Правда, в нем не говорится о так называемых «местных» референдумах, их придется принимать отдельным документом. Кроме этого, по замыслу команды Зеленского, планировалось принятие законопроекта о «народном вето», и еще около 3-4 законов, которые значительно расширили бы возможности украинцев влиять на принятие решений на различных уровнях и принципы управления страной.

К референдумам готовы?

В целом же, украинцы сумели воспользоваться инструментом референдума, по сути, лишь однажды, в 1991-м году, когда на всеукраинском референдуме большинством голосов подтвердили Акт провозглашения независимости Украины.

«Народовластие» Зеленского: что изменит законодательство о референдумеКонституция Украины содержит ограничения относительно возможных тем референдума даже по новому законодательству, считает эксперт.

По старому закону проводился еще один референдум в 2000 году, впрочем, его решения так и не были легитимированы. По сути, к народу не прислушались: тогдашняя власть как раз и «прикрылась» процедурами для того, чтобы не имплементировать волю народа в реальные изменения.

Новый закон о всеукраинском референдуме 2012 года не просто признан неконституционным, а целиком и полностью является манипулятивным инструментом для легитимации нужных решений.

Нынешняя инициатива власти «О народовластии через всеукраинский референдум», принятая в первом чтении, предусматривает возможность проведения референдумов по утверждению закона о внесении изменений в разделы I («Общие положения»), III («Выборы, референдум»), VIII ( «Правосудие» ) Конституции Украины, решение вопросов общегосударственного значения, изменение территории Украины, а также потери силы закона Украины или отдельных его положений.

Еще одна существенная новация законопроекта — предусмотрена возможность электронного голосования, для которой учтено создание автоматизированной информационно-аналитической системы.

Попутно стоит отметить, что организовать и провести подобные референдумы будет крайне непросто. Однако опыт многих стран с развитой демократией свидетельствует: чем более ответственное решение относительно основных принципов развития государства и его функционирования нужно принять, тем реже в данном вопросе полагаются на мнение народа.

Так, в США даже процедура выборов президента является двухступенчатой и проходит при участии так называемой «коллегии выборщиков», делегированных (избранных) отдельным штатом квалифицированных избирателей, число которых равно числу представителей штата в Конгрессе. А само понятие «референдум» в такой развитой демократии, как США, в общем просто не было заложено учредителями правовой системы этого государства.

Так же и во многих других странах с демократическими процедурами. Если принимать во внимание опыт Швейцарии, то в этом государстве местные референдумы объявляются и проходят чуть ли не каждые несколько месяцев, правда, они касаются очень широкого спектра вопросов жизнедеятельности граждан отдельных кантонов. А учитывая количество населения, уровень жизни и правовую культуру, такие референдумы в Швейцарии являются ничем иным, как еще одним способом ускоренной процедуры легитимации законодательной инициативы.

Альтернативные инструменты народовластия

В конце концов, существуют и другие инструменты народовластия, которые можно использовать для того, чтобы не создавать излишнего напряжения в вопросах национальной безопасности. И в то же время узнать мнение граждан по поводу важных общественных и стратегических вопросов.

Всеукраинский опрос 25 октября: как и зачем будет проходитьВсеукраинский опрос пройдет 25 октября одновременно с местными выборами. Как он будет проходить и с какой целью.

Кроме референдумов и плебисцитов, часто применяется инструмент общественных слушаний, а еще — публичных консультаций. Соответствующий законопроект «О публичных консультациях» недавно был разработан в Минюсте и рассмотрен на заседании Кабмина.

Интересно, что некоторые нормы документа вполне перекликаются со статьями законопроекта «О народовластии через всеукраинский референдум». А еще интриги добавляет то, что он появился одновременно с нынешней инициативой главы государства о проведении опроса в день выборов, который не будет иметь правовых последствий.

Законопроект будет определять основные принципы проведения публичных консультаций при формировании и реализации государственной, региональной политики, а также решения вопросов местного значения, подготовки проектов концепций, стратегий, программ и других проектов. Будет определен четкий круг субъектов властных полномочий, на которые возлагается обязанность проведения публичных консультаций, среди которых, в частности, президент, Верховная рада, секретариат Кабмина, органы местного самоуправления и даже Нацбанк.

А самое интересное то, что документ предусматривает проведение электронных и адресных консультаций, а также публичное обсуждение. И опять же, для электронных консультаций предусмотрено создание онлайн-платформы для взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества.

В итоге, такой механизм пока выглядит как «бета-версия» возможного введения закона о всеукраинском референдуме. Конечно, и для самих украинцев, и для властных элит использование инструментов народовластия — это, скорее, новый способ взаимодействия, ведь до сих пор с 1991 года таким образом процедурно не было принято ни одного решения. А по поводу опасений относительно манипуляций с законодательством о референдуме и результатами народного волеизъявления, украинский народ имеет надежный предохранитель, силу которого уже не раз демонстрировал на деле, — массовые акции протеста.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: