Народовластие: в чем риск принятия важных государственных решений через референдум

Читати українською

Спикер Верховной рады Дмитрий Разумков надеется, что парламент до конца года примет пакет законов о народовластии, который включает законопроект о всеукраинском референдуме. В частности, путем референдума планируется принимать такой важный и дискуссионный в обществе вопрос, как продажа украинской земли иностранцам.

Насколько эффективен плебисцит, как форма прямой демократии, в решении государственных вопросов, размышлял политический эксперт «Слово и Дело» Валентин Гладких в эфире телеканала «Эспрессо».

Пів року президентства Зеленського: виконані та провалені обіцянкиEspreso.TV

По мнению Валентина Гладких, что касается референдума, то есть один важный нюанс, который сводится к теоретическому вопросу взаимоотношений между прямой демократией и представительной.

«В цивилизованном мире власть принадлежит народу, но народ осуществляет эту власть путем формирования представительных органов. То есть путем делегирования определенных полномочий своим представителям, которые формируют исполнительную власть», – отметил он.

Правда, в последнее время это уже не работает, даже в цивилизованных странах, и недовольные люди выходят на протесты с лозунгом: «Наши представители нас не представляют». То есть у избирателей есть ощущение, что те, кого они делегировали, не всегда представляют их интересы.

И тогда возникает такая альтернатива, как прямая демократия, когда народ может осуществлять свою власть без делегирования полномочий представителям. Одним из инструментов этой формы демократии является проведение референдумов.

«Это довольно дискуссионный способ, потому что есть такое понятие, как делиберативная демократия. В обществе есть разные социальные группы. У них различные интересы, иногда антагонистические, но они все должны быть нацелены на поиск какого-то компромисса, который устроит всех. Поэтому должна постоянно происходить дискуссия. Причем целью дискуссии является объединение, а не разъединение», – подчеркнул эксперт.

Гладких считает, что прежде чем проводить плебисцит, спорный вопрос нужно сначала переводить в плоскость широкой дискуссии, а уже после того, как будут найдены какие-то точки соприкосновения, можно четко и правильно формулировать вопрос, который будет выноситься на референдум. Тогда люди своим голосованием покажут, кто из политиков был более убедительным. Но это идеальные условия, на практике так не работает.

«Риски проведения референдума в том, что сейчас у нас диктат медиа и их коммерциализация, а также противоречивые интересы политических партий, которые на самом деле работают не на объединение, причем не только в Украине. Их основная цель – позиционировать себя в электоральной системе координат, поэтому они нацелены только на то, чтобы отличаться от своих оппонентов», – подчеркнул Валентин Гладких.

Ранее мы писали, что референдум может быть очень популистским инструментом, который работает, как показал пример Брексита.

Также мы сообщали, что Разумков анонсировал, когда состоится земельный референдум.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: