Особенности местного самоуправления в ОРДЛО: почему действие закона снова продлевают

Читати українською
С 2014 года формальный закон так и не начал действовать, ведь оккупационные войска так и не вывели из ОРДЛО, а затем и не провели местные выборы. Однако, эту норму ежегодно продлевают.
Слово и дело

54 нардепа от «Слуги народа» внесли в Верховную раду 7 декабря законопроект о продлении действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» до 31 декабря 2021 года. Часто этот документ называют законом «об особом статусе Донбасса». Ежегодно его почти автоматически продлевают на год. «Слово и дело» разобралось, почему так происходит.

Что предлагает «Слуга народа» по особому статусу Донбасса

Законопроект о продлении особого статуса Донбасса еще на год внесли в Раду для того, чтобы Минские переговоры проводились без изменений.

По словам главы президентской партии Александра Корниенко, законопроект №4467, который должен продлить действие закона «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО» до 31 декабря 2021 года, необходим, чтобы «представители Украины на переговорах в Минске могли спокойно продолжить работу».

«Закон о так называемом особом статусе, который на самом деле является законом об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, регулярно продлевается еще с 2014 года. Это – следствие системного подхода, который был избран в переговорном процессе еще тогда и в рамках которого мы действуем сейчас», – пояснил нардеп.

Действие документа истекает 31 декабря, поэтому соответствующий законопроект по его пролонгации надо принять до конца года. Скорее всего, нардепы будут голосовать за основу и в целом на этой неделе.

Спикер парламента Дмитрий Разумков заявил на брифинге, что предполагается лишь продлить на год действие закона об особом порядке местного самоуправления на Донбассе, дополнительных позиций вносить не будут. Он добавил, что голосов для принятия этого документа достаточно.

В комментарии «Слово и дело» политолог Владимир Цыбулько выразил мнение, что власть не решится кардинально менять статус оккупированных территорий.

«После того, как закончится действие предыдущего закона – надо принимать новый. Поэтому это – механический шаг. Никто сейчас не рискнет менять статус-кво этих территорий. Во-первых, это было бы невыгодно для бюджета, во-вторых, привело бы к очень сложной политической ситуации. Если власть попытается изменить в этом случае ситуацию, она будет сметена вообще», – отметил Цыбулько.

Реально этот закон никогда не работал из-за продолжения боевых действий на востоке Украины. Кстати, местные выборы в ОРДЛО по нему должны были пройти еще 7 декабря 2014 года.

Что предусматривает закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО

Пятый президент Петр Порошенко 16 сентября 2014 года подписал закон № 1680-VII «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Он стал следствием первых Минских договоренностей, когда украинская сторона была вынуждена идти на уступки, чтобы остановить кровопролитие на Донбассе. Предусматривалось введение особого порядка местного самоуправления сроком на 3 года для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Речь шла о территории, которая не контролировалась украинскими властями на тот момент.

Закон предусматривает возможность серьезного расширения полномочий местной власти в оккупированных районах Донбасса после внеочередных выборов в ОРДЛО. В частности, также:

  • амнистия для лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей;

  • гарантии свободного использования русского и других языков;

  • особый порядок назначения судей и прокуратуры;

  • экономическая поддержка региона, через введение «отличного от общего экономического режима», имеющий целью привлечение инвестиций для обновлений инфраструктуры;

  • возможность приграничного сотрудничества с «территориальными единицами Российской Федерации»;

  • возможность создания отрядов народной милиции, которая будет охранять общественный порядок.

Закон вступает в силу после местных выборов, которые должны проводиться по украинскому законодательству и под наблюдением ОБСЕ и Совета Европы.

Сами выборы возможны только после вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины.

Все нормы закона временные.

Почему действие закона продлевают из года в год

17 марта 2015 года Верховная рада определила полный перечень районов и населенных пунктов, в которых введен особый порядок местного самоуправления. В 2018-м этот перечень обновлялся.

В октябре 2017-го срок действия документа продлен на год, в октябре 2018 – до 31 декабря 2019 года, а в декабре 2019 – до 31 декабря 2020 года.

Особый порядок местного самоуправления так и не был введен из-за невыполнения российской стороной условий пункта 4 статьи 10 Закона (вывода оккупационных войск для проведения демократических выборов по украинскому законодательству).

Закон по сути стал формальностю, дающей возможность продолжать минский формат, хотя в 2014 году он вызвал шквал недовольства, особенно в отношении амнистии для участников боевых действий на стороне фейковых республик, а также легализации «отрядов народной милиции» на этих территориях.

Противостояние обострились в конце августа 2015 года, когда Порошенко внес в парламент изменения в Конституцию по децентрализации власти, в котором отмечалось, что «особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

В день голосования в первом чтении 31 августа 2015 года под Верховной радой собрались протестующие. Когда стало известно, что первое чтение прошло успешно, активисты начали активные столкновения с правоохранителями, в которых полетела боевая граната. В результате взрыва погибли четверо нацгвардейцев, несколько десятков человек получили ранения.

Какие предложения по особому статусу Донбасса вносил Зеленский

Если с начала каденции шестой президент довольно бодро заявлял о внесении изменений в Конституцию, в частности не только по статусу Донбасса, но в части децентрализации, то впоследствии его риторика изменилась.

1 октября президент Владимир Зеленский сообщил, что Украина согласовала так называемую «формулу Штайнмайера», по которой выборы в оккупированном Донбассе пройдут только после вывода всех войск, а также согласно законам Украины.

5 декабря 2019 года перед переговорами в «нормандском формате» помощник президента Украины Андрей Ермак в Лондоне говорил о готовности Украины в случае успешной встречи изменить Конституцию в направлении децентрализации и продлить действие закона об особенностях местного самоуправления на неподконтрольной территории Донбасса.

9 декабря 2019-го в Париже состоялась встреча лидеров стран «нормандской четверки», где президенты Франции, Украины, России и канцлер Германии достигли ряда договоренностей по мирному урегулированию конфликта в Донбассе.

Второй пункт в коммюнике по итогам «нормандской встречи» предусматривал: «Стороны выражают заинтересованность в достижении договоренностей в рамках «нормандского формата» и Трехсторонней контактной группы по всем правовым аспектам особого порядка местного самоуправления (особого статуса) отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Как указано в Комплексе мероприятий по выполнению Минских договоренностей от 2015 года - с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе».

Предполагалось, что «формулу Штайнмайера» закрепят в украинском законодательстве. Однако 12 декабря 2019 года Верховная рада просто продлила на год действие закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах ОРДЛО.

29 декабря после обмена удерживаемыми лицами представитель РФ на переговорах по урегулированию конфликта в ТКГ в Минске Борис Грызлов выразил надежду, что Киев «сможет перейти к реализации своих обязательств» и закреплению особого статуса Донбасса в Конституции.

В феврале 2020-го первый заместитель председателя фракции «Слуги народа» Александр Корниенко заявил, что они определились не закреплять в Конституции Украины особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

«Наша позиция и позиция президента Владимира Зеленского – особый статус в Конституцию не вписывать. И оба проекта закона были без всякого «особого статуса», – сказал Корниенко.

Отметим, что Корниенко имел в виду первый вариант законопроекта, а также доработанный, но потом отозванный.

В октябре Разумков отметил, что в Раде нет альтернативных законопроектов. «Если будет необходимо, если не состоятся дополнительные встречи, не будут наработаны другие варианты выхода из этой ситуации, или не предложат других законодательных инициатив от народных депутатов, от президента Украины... по урегулированию аспектов управления частью Луганской и Донецкой области, то, скорее всего, этот законопроект, как и в прошлом году... Будет приниматься решение о продлении действия этого закона», – сказал Разумков.

Ранее «Слово и дело» разбиралось, как в течение года после «нормандского» саммита выполняются договоренности по Донбассу.

Также журналист Сергей Бережной анализировал, почему уже несколько лет подряд власть не спешит вносить изменения в Конституцию относительно особого статуса Донбасса и как это связано с децентрализацией.

Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: