С последнего саммита «нормандской четверки» в Париже прошел год. Встреча была примечательна тем, что она была первой за три года и первой для президента Владимира Зеленского. Однако, как и большинство переговоров по ситуации на востоке Украины, особого результата не принесла. «Слово и дело» предлагает посмотреть, как выполняются договоренности по Донбассу, зафиксированные в коммюнике.
После окончания саммита в Париже Владимир Зеленский заявил, что Украина продлит действие закона об особом статусе Донбасса: «Это техническая вещь, нам легче сейчас продолжить этот закон и позже внести «формулу Штайнмайера», видя определенные шаги с той стороны, что мы приближаемся к деэскалации. Чем сейчас подождать, когда этот закон не будет существовать, а потом, если, дай Бог, все хорошо, мы будем за новый закон голосовать — это сложнее».
Напомним, что закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» был впервые принят в 2015 году и с тех пор пролонгируется в конце года. Верховная рада продлила действие закона через несколько дней после «нормандского» саммита и во вторник, 15 декабря, собирается сделать это снова. Что касается «формулы Штайнмайера»: еще летом руководитель Офиса президента Андрей Ермак сообщил, что подготовлен новый законопроект с имплементированной формулой. Но его текст до сих пор не обнародован.
Выполнен пункт коммюнике об обмене пленными, который договорились провести до конца 2019 года. Большой обмен состоялся 29 декабря: украинской стороне передали 76 человек, в ОРДЛО – 124 человек. Затем еще один был в апреле: Украина вернула 20 граждан, в ОРДЛО отдали 14. Конечно, это и близко не по формуле «всех на всех», а надежды на еще один обмен пока призрачны.
В вопросах разведения сил на новых участках и разработки нового плана разминирования территорий прогресс тоже невелик. В конце августа, когда Украина еще надеялась осенью снова встретиться в «нормандском формате», подгруппа ТКГ по безопасности договорилась о 20 участках разминирования и четырех новых участках разведения сил на Донбассе. «Это позволит продвинуться в выполнении договоренностей лидеров «нормандского формата», достигнутых в Париже, и приблизиться к проведению саммита «нормандской четверки» в Берлине. Также украинская сторона поддержала необходимость разработки рамочного решения ТКГ по противоминной деятельности, что поможет оптимизировать дальнейшую работу по этому вопросу», – сообщили в ОПУ. С тех пор прошло почти четыре месяца, но дальше договоренностей на этом уровне дело не продвинулось.
Украина со своей стороны выполнила пункт об открытии новых пунктов пропуска на Донбассе (хотя это произошло позже, чем договаривались). В ноябре заработали КПВВ «Счастье» и «Золотое», но боевики не пропускают граждан через них. Переговоры по этому поводу продолжаются на уровне контактной группы.
Один из самых спорных пунктов коммюнике – полное прекращение огня на Донбассе, которое планировали согласовать до конца 2019 года. Режим прекращения огня вступил в силу только с 27 июля и был нарушен боевиками в первые же сутки. Сейчас перемирие назвать полноценным сложно: наемники все равно обстреливают позиции украинских военных, а ВСУ несут потери, хотя и не такие крупные, как раньше. Ситуацию с обстрелами и потерями в июле, августе, сентябре, октябре и ноябре можно посмотреть на наших инфографиках.
Напомним, в июле «Слово и дело» также проанализировало, как выполняется коммюнике, принятое после саммита в Париже.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»