Оборона в кредит: какие катера Британия может построить для Украины

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Во время визита президента Владимира Зеленского в Великобританию, министры обороны обеих стран – Андрей Таран и Бен Уоллес – подписали меморандум об усилении сотрудничества между Украиной и Великобританией в военной и военно-технической сферах. Меморандум предусматривает финансирование британской стороной строительства восьми больших ракетных катеров в интересах ВМСУ. Что это будут за корабли – в меморандуме не раскрывается, но и на основе открытых данных можно сделать определенные выводы.

Финансирование будет предоставлено в виде кредита на сумму в 1,25 млрд фунтов стерлингов (1,6 млрд долларов) сроком на 10 лет. Катера будут строиться по британскому проекту, причем только два из них будут построены на территории Соединенного Королевства, а остальные шесть будут строиться на украинских предприятиях. Предположительно, это может быть судостроительный и судоремонтный завод, который принадлежит корпорации «Нибулон». На нем уже сейчас идет лицензионное строительство пяти сторожевых катеров проекта ОСЕА FPB 98 Mk I по проекту французской компании ОСЕА для нужд Госпогранслужбы.

Очевидно, речь идет и о локализации производства британских ракетных катеров на территории Украины. При этом часть кредитных средств будут направлены на совершенствование инфраструктуры и строительство военно-морской базы в Очакове.

Также, согласно требованиям украинской стороны, катера должны иметь длину до 50 метров, водоизмещение до 400 тонн и скорость полного хода примерно в 45 узлов (более 83 км/ч). Их основное вооружение должно состоять из восьми противокорабельных ракет либо иностранного производства, либо украинской ПКР «Нептун», когда работы по созданию морского варианта этой ракеты будут завершены.

Британская помощь вписывается в концепцию формирования украинского «москитного флота». Сейчас в него входят шесть малых бронированных артиллерийских катеров «Гюрза-М», а также два американских патрульных катера типа Island, переданных Украине в качестве помощи из США (сейчас готовятся к передаче еще три катера этого типа). Также в июне 2020 года Госдепартамент США одобрил продажу Украине 16 малых боевых катеров Mark VI и связанного с ними оборудования. Шесть единиц направляются в рамках военной помощи, а остальные украинская сторона сможет приобрести за бюджетные средства.

Усилить «москитный флот» могли бы отечественные ракетные катера «Лань» с «Нептунами» на борту, однако, когда первая «Лань» будет спущена на воду и будет ли спущена вообще – пока неизвестно. Поэтому носители ракетного вооружения из Британии, очевидно, должны будут заменить «Лань» на данном этапе развития украинских ВМС.

Что это будут за катера – информации на сегодняшний день нет. К заявленным украинской стороной параметрам близки большие ракетные катера Q04 Barzan проекта Vita, которые Великобритания строила для ВМС Катара. Они имеют длину в 52 метра и водоизмещение – 380 тонн. Основным их вооружением являются французские противокорабельные ракеты MM40 Exocet. Так что, если учесть тот факт, что морских «Нептунов» у нас пока нет, то на первых порах украинской стороне, скорее всего, придется покупать еще и «Экзосеты», удерживая в уме возможность переоборудования британских катеров украинскими «Нептунами».

Французские ПКР Exocet MM40 (MM40 block III) способны доставать противника на расстоянии от 70 до 180 км. По дальности своего действия они уступают «Нептуну» (до 300 км), но все же это довольно мощное оружие, впервые заявившее о себе в Фолклендской войне 1982 года между Аргентиной и Великобританией. С помощью «Экзосетов» модификации АМ39, аргентинские войска потопили английский эсминец «Шеффилд», контейнеровоз снабжения «Атлантик конвейер», а также серьезно повредили британский эсминец «Гламорган». И хотя Фолклендская война закончилась в пользу Великобритании – с тех пор ракеты Exocet стали очень популярным товаром и находятся на вооружении армий 30 государств.

Таким образом британские ракетные катера будут хорошим вариантом для усиления украинского флота. Очень жаль, правда, что судьба отечественного проекта «Лань» при этом остается неопределенной.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: