Денег нет, но вы держитесь: в 2021 году Минобороны может получить неприятный прецедент

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Во вторник, 15 сентября, был опубликован проект госбюджета на 2021 год. Общие расходы на оборону по сравнению с 2020 годом были увеличены. Однако финансирование Минобороны осталось практически на том же уровне, что и в текущем году. Если госбюджет будет принят именно в таком виде, это будет означать беспрецедентный случай, при котором впервые за годы независимости расходы на армию не будут увеличены хотя бы «на бумаге».

За несколько дней до презентации проекта бюджета на 2021 год секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов проанонсировал увеличение оборонных расходов с 5,45 до 5,92% ВВП. Когда 15 сентября проект бюджета был обнародован, стало понятно, что силовые структуры действительно могут получить большее финансирование. Если бюджет будет принят именно в таком виде, то самую большую прибавку получит МВД – плюс 3,8 млрд грн (без учета спецфонда). На втором месте – СБУ – 2,7 млрд и на третьем – Служба внешней разведки – 1,6 млрд.

Остальные участники сектора нацбезопасности и обороны получат сравнительно небольшой «доход» или же вообще останутся «при своих». Последнее касается Министерства обороны – а значит, и Вооруженных сил, продолжающих вести боевые действия на Донбассе. В случае принятия именно такого варианта госбюджета финансирование Минобороны в следующем году останется на уровне 2020 года (ожидается даже сокращение на 120 млн грн) и без учета незначительной доли спецфонда составит немногим более 116 млрд грн.

Сколько Украина потратила денег на ВСУ и Минобороны за последние 10 летЗа последние 10 лет расходы на оборону выросли с 0,8 до 2,9 процента ВВП и в 2020 году составляли рекордную сумму в денежном выражении.

Это означает, что в предложенной редакции бюджета не учитывается влияние инфляции, не предусматривается возможность повышения денежного содержания военнослужащих и, что самое главное в условиях войны, не предполагаются дополнительные средства на развитие ВСУ. Так, в 2020-м и в 2021 году на эти цели выделяется одна и та же сумма – 22,7 млрд грн.

Интересно, что за все годы независимости финансирование Минобороны, хотя бы на бумаге, но увеличивалось с каждым годом. Причем происходило это как в эпоху гиперинфляции, когда деньги стремительно обесценивались, так и в те времена, когда армию сокращали и активно распродавали.

Например, первый военный бюджет, сверстанный в 1997 году после введения гривны, составил 1,4 млрд. В следующем году – уже 1,6 млрд, в 1999 году – 1,7 млрд, в 2000 году – 2,4 млрд, а в 2001 году – уже 2,7 млрд грн.

С 2002 года бюджет рассчитывался с учетом доходов из так называемого специального фонда, который формировался за счет собственной хозяйственной деятельности Минобороны. То есть за счет поступлений от распродажи «излишнего имущества». Таким образом, одну часть средств военные напрямую получали из бюджета, а вторую, причем весьма значительную (иногда до 30% от общей суммы запланированных средств), должны были заработать сами.

Спецфонд никогда толком не наполнялся, поэтому увеличение финансирования с 2002 по 2013 годы можно считать достаточно условным. Скорее, речь шла о хроническом недофинансировании ВСУ и невыполнении ряда важнейших программ по реформированию и развитию армии. Но, по крайней мере, на бумаге цифры все равно росли, постепенно увеличивалось и прямое бюджетное финансирование.

В 2013 году долю специального фонда существенно сократили, что позволило на 99% выполнить бюджет Вооруженных сил, а в 2014 году началась война. Боевые действия повлекли за собой ускоренный рост военного бюджета, который за 6 лет вырос с 15 млрд до нынешних показателей.

Другими словами, если бюджет 2021 года будет принят в предложенной редакции, то следующий год станет первым в истории ВСУ, когда наша армия не получит даже «бумажного» увеличения финансирования.

Безусловно, и МВД, и СБУ, и разведывательные структуры также являются важнейшей частью структуры национальной безопасности и обороны. Они тоже нуждаются в увеличении финансирования. Но война на Донбассе еще не закончилась и ведет ее армия. Поэтому такая «скупость» удивительна, особенно на фоне многочисленных заявлений о необходимости укреплять флот и развивать ракетную программу Украины.

Будем надеяться, что ситуацию с финансированием армии удастся исправить. В противном случае это может больно ударить по рейтингу действующей власти, который и без того постепенно ползет вниз.

Денис Попович, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: