В рамках децентрализации Верховная рада проголосовала за ликвидацию 490 старых районов и образование 136 новых. Для чего перекроили карту Украины? Нужно ли вообще такое распределение? Как теперь люди будут получать различные справки и оформлять документы? Куда пойдут местные налоги? На эти и другие вопросы «Слово и дело» искало ответы у экспертов.
Для чего потребовалось разделение Украины на меньшее количество районов?
Разделение Украины на большое количество районов досталось нам в наследство от Советского Союза, когда компартия на местах создавала много своих ячеек для того, чтобы было удобнее контролировать людей на местах.
Со временем начала проявляться непропорциональность по численности населения в разных районах. К тому же в одной местности оказалось много чиновников, а в другой – возникли перегрузки.
Председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко считает, что новое разделение на районы надо было делать сразу, когда Украина стала независимым государством. Юрист создал карту укрупненных районов еще в 2012 году.
«В мире давно определено, что оптимальное количество населения для организации государственного управления достигает 200 тыс. человек. Юрий Ганущак в своей модели отталкивается от 150 тыс. человек, привязываясь к европейскому стандарту территориального деления стран для статистических целей NUTS. Но я исходил из другого европейского норматива, по которому оптимальный базовый центр местного самоуправления должен иметь около 20 тыс. жителей, а субрегиональный уровень оптимально должен состоять из 10 таких ячеек», – пояснил Колиушко сайту «Децентрализация».
Предполагается, что укрупнение районов позволит уменьшить расходы на районные советы и администрации, большая часть из которых просто исчезнет. В правительстве подсчитали, что в ближайшие три года экономия от уменьшения количества районов составит около 1,5 млрд грн ежегодно.
К тому же укрупнение районов предполагалось в рамках децентрализации, когда роль объединенных территориальных громад должна возрасти, а роль районов существенно уменьшиться. Район – это административно-территориальная единица для правительства, а не для граждан. В такой большой стране с большим количеством населения, как Украина, недостаточно только общин и областей – должен быть промежуточный, районный уровень управления.
Районные советы и в дальнейшем будут принимать решения, а райгосадминистрации – их выполнять. Хотя часть полномочий отойдет к громадам – содержание учреждений образования, ЦНАПов, коммунального имущества.
Противники укрупнения районов утверждают, что пока не готова законодательная база, неизвестно, как будут распределяться между районами и общинами больницы, школы, дома культуры и другое имущество, а также что будет с деньгами.
На это Игорь Колиушко отвечает, что по логике надо было бы сначала продумать все эти направления, как обеспечить работу той же медицины, образования, соцсферы, а потом уже переходить к реформе, но на практике это невозможно.
«Я мог бы из опыта своей депутатской и общественной деятельности привести много примеров, когда приходилось делать нелогично, но это был единственно возможный путь. Никто не хочет серьезно рассматривать перспективы развития тех или иных отраслей в новых условиях нового административно-территориального устройства, пока это не становится реальностью», – убежден он.
Как укрупнение районов связано с местными выборами?
Еще одним аргументом для ускорения перераспределения районов стало приближение местных выборов, которые должны состояться 25 октября 2020 года.
«Нужно объявлять выборы – есть избирательный процесс, который должен начаться. По избирательному процессу есть немалое количество вопросов, это очередные выборы или первые и т.д. Поэтому, в принципе, тянуть с вопросами административно-территориального устройства, хочется нам или не хочется, уже невозможно», – пояснил нардеп, председатель подкомитета по вопросам админтеррустройства Виталий Безгин.
После ликвидации 490 районов в Украине будут избирать глав более тысячи громад, депутатов сельских, поселковых и городских советов, депутатов 136 районных советов, депутатов 22 областных советов (кроме Луганской, Донецкой областей и аннексированного Крыма).
Что изменится для людей?
Самый большой негатив среди населения вызвала потенциальная необходимость ездить в райцентр за разными справками и оформлением документов. По этому поводу советник министра развития общин и территорий Иван Лукерья заверил, что с этим трудностей не будет.
«Новые 136 районов моделировались таким образом, чтобы центр района имел наиболее удобное транспортное сообщение с любой точки нового укрупненного района. Граждане должны осознать, что они не являются жителями района, они не являются жителями районного центра, они – жители громады. Все, что было важно раньше в районном центре – администрации и так далее – переходит в громады. Для людей расстояние до получения услуг уменьшится в 2-3 раза, так как все функции перешли в громады», – убеждает он.
В свою очередь, нардеп Лариса Билозир во время круглого стола «Мифы и реалии нового админтеррустройства в Украине», которая также возглавляет подкомитет по админуслугам и процедурам, сообщила, что сейчас в первом чтении уже принят законопроект о создании ЦНАПов в каждой громаде.
«Законопроект №2679 призван создать Центры предоставления административных услуг в каждой из 1470 общин. На сегодня 767 общин не имеют ЦНАПов. За год мы планируем трансформировать в громады 390 ЦНАПов, которые находятся в административных районных центрах», – сообщила она.
Законопроект также предусматривает выделение средств на строительство, оборудование и содержание ЦНАПов. В течение двух лет планируется выделение от 2 до 4 млрд грн.
«К 1 января 2022 года ЦНАПы, которые находятся в административных районных центрах, будут трансформированы в ЦНАПы ОТГ. И к тому же времени должны быть созданы ЦНАПы в общинах с населением более 10 тыс. человек. Предварительно к 1 января 2024 года громады менее 10 тыс. человек будут обязаны создать ЦНАП и под это есть ресурсы», – заверила нардеп.
По ее словам, в ЦНАПах также могут работать представители центральных органов исполнительной власти и территориальных подразделений.
«Разговоры о том, что за справкой надо будет ехать в районный центр, – это полная ерунда. Тем более, если уже предусмотрен ресурс, то мы будем делать все для того, чтобы все услуги предоставлялись в громаде. На сегодняшний день уже в сельских громадах, кроме паспортов, предоставляются некоторые материальные услуги, услуги ЗАГСа по регистрации актов гражданского состояния или проживания», – утверждает Лариса Билозир.
Когда новые районы начнут функционировать?
После местных выборов 25 октября райсоветы утратят свои полномочия. Правда, райгосадминистрации еще будут работать до конца 2020 года, так как они уже получили в этом году бюджетные средства.
Планируется также переходный период, который продлится полгода – с 1 января по 1 июля 2021 года. Для получении справок жители отдаленных сел и поселков, до создания ЦНАПов в громадах могут обращаться в ближайшие профильные терруправления.
Что будет с доходами громад?
Законопроект №3614, разделяющий доходы и расходы между бюджетами районов и территориальных громад, парламент может принять до сентября. Об этом заявил Виталий Безгин.
«До 29 июля идет подготовка документа ко второму чтению и после этого предложим Раде принять его в целом. Мы надеемся, что законопроект №3614 будет принят парламентом до сентября на одном из внеочередных заседаний», – сказал он.
Напомним, соответствующий законопроект уже прошел первое чтение и предполагает, что сельские, поселковые, городские бюджеты больше не будут зависеть от района.
Исходя из законопроекта, доходы и расходы между бюджетами районов и территориальных громад разграничат. Районные бюджеты предлагается исключить из системы горизонтального выравнивания. То есть районные бюджеты не будут получать базовую дотацию и не будут в прямых межбюджетных отношениях с государственным бюджетом.
Как будут работать местные суды после укрупнения районов?
Местные общие суды продолжат рассматривать дела в пределах старых районов, пока не произойдет смена системы и не начнут работать новые.
Об этом говорится в письме Рады судей Украины, которое направили главам местных и апелляционных судов.
Также в Раде судей напомнили, что суд образуется, реорганизуется и ликвидируется законом, проект которого вносит в Верховную раду президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.
Основаниями для образования или ликвидации суда являются изменение системы судоустройства, необходимость обеспечения доступности правосудия, оптимизации расходов государственного бюджета или изменение административно-территориального устройства.
То же касается работы местных прокуратур, полиции и отделов Пенсионного фонда.
Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»
Ранее «Слово и дело» разбиралось, есть ли риски появления сепаратизма в Украине из-за реформы децентрализации.
Также мы писали, что Зеленский создал военно-гражданскую администрацию в Северодонецке.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»