Лишний Егор. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Не знаю, как с этим дело обстоит сейчас, но в былые времена в школьном курсе литературы большое внимание уделялось образу лишних людей. Очень эта тема ложилась на души старшеклассников, которых мятежные гормоны заставляли чувствовать себя Чацкими, Онегиными и Печориными современности в рамках отдельно взятых школы и двора, – тонущих, разумеется, в жалком конформизме и фарисействе.

Где николаевская Россия, а где нынешняя Украина, но тема лишних у нас просто расцветает, а при Зеленском пышно зеленеет. Оказался лишним и Егор Фирсов, который только в ноябре возглавил Государственную экологическую инспекцию Украины, а вот уже и отправлен в отставку. Так же, как перед этим стали лишними Гончарук, Рябошапка, Дубилет, Нефьодов, а скоро вслед за ними отправится и Витренко. И это, разумеется, не все, первым вообще был Данилюк, а то и вовсе Лещенко, с которым сотрудничество новой команды дальше предвыборных консультаций не пошло. А если взять шире, не только тех, кто появлялся на орбите у «слуг», то нельзя не вспомнить другого Егора, Соболева, который после провального сезона «Самопомощи» вообще ушел из политики в программирование.

Конечно, все перечисленные существенно отличаются друг от друга. Их объединяет только одно: молодые и амбициозные, прогрессивного образа мысли, они не пригодились во власти и политике, хотя явно не использовали свой ресурс или применили его не так, как хотелось. Это тем более примечательно, что стон стоит о диком кадровом дефиците: лишних куча, нужных нет.

Ротации в экологической инспекции: почему уволили ФирсоваКадровые перестановки связаны с тем, что новое правительство меняет людей, которые работали с бывшим премьером Алексеем Гончаруком, считает эксперт.

Фирсов – очень показательный в этом отношении персонаж. В свои тридцать один он уже опытный политик, но все годы в политике для него – сплошная череда разочарований. Чего стоит только попытка избраться в парламент от полудохлой «Нашей Украины» в 2012 году, чему предшествовала работа помощником Ирины Геращенко. Зайти по квоте «Удара» в 2014 году в парламент удалось, но уже в 2016 году из БПП пришлось выйти, потому что Игорь Кононенко соратникам Петра Порошенко дороже какого-то шибко принципиального пацаненка. И мандат пришлось положить.

Но и дальше шло через пень-колоду. Попытка избраться по освободившемуся округу не удалась: ресурса перешибить безграничные возможности Максима Микитася не оказалось. Попробовал создать партию «Альтернатива» с хорошей идеей составить конкуренцию «Оппоблоку» на юге и востоке, но опять же: где ресурс? Не у Банковой же просить. Потусил с бунтовавшим Саакашвили, но того выслали. В кампанию 2019 года пошел в команду к политику, ставшему национальным символом беспомощности и показательного лузерства. После того, как Гриценко подтвердил свою репутацию в очередной раз, вернее два раза: в президентском и парламентском зачетах, Фирсов остался со своей «Альтернативой» один. А вскоре и она заглохла: последнее обновление на партийной странице в Фейсбуке – за сентябрь прошлого года.

На этом фоне предложение возглавить Госэкоинспекцию, конечно, было большой удачей. Сфера крайне неблагополучная и социально чувствительная, покажи себя несокрушимым борцом, и народ не забудет. Только вроде начал показывать – сняли. Наверное, можно было и как-то убедительней показывать, но речь не об этом.

Наши лишние люди неонегинского толка службы Отечеству не сторонятся, наоборот, ищут ее, но как-то все не пригождаются. При всем различии конкретных причин в конкретных случаях, обращает на себя внимание то, что попытки пробиться, в итоге, приобретают характер исключительно индивидуальных усилий. Все переговоры об объединении и совместном действии заканчиваются ничем, в лучшем случае – строчкой на информационных ресурсах: замечены вместе, встречались, разговаривали. Их по одному выдергивают во власть старшие ресурсоемкие и системообразующие товарищи, а потом легко оттуда вышвыривают. Потому и легко, что у них система, а Егоры – сами по себе, никто не вступится.

Удивительно ли, что даже такая примитивная форма объединения, как «Квартал 95», оказалась успешной на фоне беспомощности непримитивных и сверхпрогрессивных. Другое дело, что этот примитивизм сейчас оборачивается своей другой стороной, но это уже отдельный разговор.

Леонид Швец, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: