Ослабление карантина в Черкассах: могут ли мэра и членов исполкома привлечь к ответственности

Читати українською
Геннадий Дубовкандидат юридических наук

Ситуация с решением исполкома Черкасс смягчить некоторые ограничения карантина в городе довольно неоднозначная с юридической точки зрения, поскольку законодательство не разделяет полномочия и функции исполнительной власти местного самоуправления. При том, что решение исполкома Черкасс не безупречно, сам мэр максимально себя обезопасил от ответственности, хотя в общении со СМИ выражался настолько резко, что в его выражениях можно усмотреть признаки призыва к свержению власти. В то же время у Кабмина юридически позиция более твердая. Об этом в комментарии «Слово и дело» рассказал адвокат «Столичной коллегии адвокатов» Геннадий Дубов.

По мнению юриста, решение Черкасского исполкома о том, что с 1 мая 2020 года в городе восстанавливается работа объектов торговли, сферы услуг, открываются городские парки, скверов и объекты спортивной инфраструктуры, слабо обосновано.

«Решение исполкома основывается на пункте 8 подпункта а) ст. 30 Закона «О местном самоуправлении в Украине». Любопытно, что, если посмотреть указанную отсылку к закону, то оказывается, что местные органы исполнительной власти могут распоряжаться только организацией работы местных рынков, ярмарок и содействовать развитию всех форм торговли. То есть речь идет об общей норме, которая не связана с экстраординарным режимом как чрезвычайная ситуация и карантин», – сказал Геннадий Дубов.

Чому в Черкасах послабили карантин і що з цього вийшло?Слово і Діло

При этом решение исполкома подписал заместитель городского председателя по вопросам деятельности исполнительных органов власти. Сам мэр на момент подписания решения 30 апреля находился в отпуске.

Основанием для такого решения также стал протокол местной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. По большому счету такое решение входит в прямое противоречие с постановлением Кабмина N211 от 11 марта 2020 года, касающееся предотвращения распространения коронавируса в Украине, где вводится запрет на пребывание в парках и скверах, спортплощадках и прочее.

«В законе о защите населения от инфекционных болезней и в законе об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения нет жесткого разделения, где чья компетенция. Сырое, не отработанное законодательство без четкого ответа, кто что может запретить или, наоборот, разрешить», – отметил юрист.

Поэтому в этой ситуации нельзя применить практику обращения к нормам высшей юридической силы при возникновении коллизии между решением исполнительной власти и местного самоуправления.

«Нужно смотреть, в чьей компетенции принимать соответствующие решения. Но четкого разделения по компетенциям и мерам, которые применяются во время карантина, в законодательстве нет», – подчеркнул юрист.

Если посмотреть, в каких случаях наступает ответственность за нарушение правил карантина, а это ст. 44 закона «Нарушение правил карантина», получается, что привлекать могут в случае нарушения законов, подзаконных актов и решений местных органов власти. Получается, что гражданам ничего нельзя нарушать, а как определиться, когда один орган власти говорит одно, а другой – другое, не понятно.

Есть однозначное понимание, что карантин устанавливает и отменяет Кабмин (ст. 29 Закона о борьбе с инфекционными заболеваниями), поэтому у правительства в этой ситуации юридическая позиция лучше.

«В то же время исполком Черкасс – коллективный орган. Как и за что их привлекать, не понятно. Интересно, что мэр Черкасс на следующий день, после ослабления ограничительных мер карантина, говорил на камеры. Вплоть до того, что город будет сопротивляться, Черкассы будут бороться. Тут вопрос, нет ли в его словах признаков ст.109 Уголовного кодекса о публичном призыве к свержению конституционного строя в Украине. Ответ на этот вопрос может дать Служба безопасности Украины, в подследственности которой находится это правонарушение», – отметил юрист.

По его словам, если с юридической точки зрения многие моменты неоднозначны, то с политической – совершенно очевидно, что в Черкассах решили пойти на упреждение, понимая, что после 11 мая карантин в любом случае будут смягчать, по сути, по тому же черкасскому списку.

Ранее «Слово и дело» разбиралось, как мэр Черкасс Анатолий Бондаренко выполняет обещания.

Также ми обсудили с экспертом, ослабление карантина в Черкассах – это политическая интуиция или технология?

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: