Отмена карантина: какие полномочия у местной власти

Читати українською
Николай Хавронюкэксперт по вопросам коррупции

Представители центральной власти продолжают настойчиво требовать от мэра Черкасс Анатолия Бондаренко, который ослабил карантинные ограничения в областном центре с 1 мая, отменить это решение исполкома. Очередное обращение к городским властям по поводу преждевременного ослабления карантинных ограничений в городе было озвучено на заседании региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Черкасской ОГА. Областная власть рекомендовала мэру Черкасс отменить это решение и призвала работодателей продолжать выполнение установленных Кабмином карантинных ограничений. Продление карантина – это вопросы центральной или местной власти? Какие решения остаются за органами местного самоуправления? Нужно ли перенаправить из центра на места не только полномочия, но ресурсы и ответственность? «Слово и дело» пояснил директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.

Директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ указал, что согласно закону «О защите населения от инфекционных болезней» карантин устанавливается Кабинетом министров. Таким образом, само понятие карантина имеет какой-то смысл.

«Объявили карантин, но что это значит? В постановлении Кабмина обязательно должен быть прописан перечень мероприятий, которые должны выполняться всеми. Устанавливаются определенные границы территории карантина. Если Кабмин установил, что такими границами является вся территория Украины, а не отдельные области или район, то все те меры, которые установил Кабмин, должны выполняться во всех определенных границах. Не может быть такого, что где-то меры выполняют, а где-то нет», – прокомментировал Николай Хавронюк.

Как штрафуют за нарушение правил карантина в Украине и других странахКарантин из-за коронавируса действует в большинстве стран. Предлагаем сравнить, как за его нарушение штрафуют в Украине и в других странах.

Собеседник при этом уточнил, что местные власти имеют право вносить некие изменения, но только в определенной разрешённой степени. Например, местные власти вправе устанавливать особый режим въезда на территорию карантина и выезда из нее граждан и транспортных средств, а в случае необходимости проводить санитарный досмотр вещей, багажа, транспортных средств и грузов, создавать на въездах и выездах с территории карантина контрольно-пропускные пункты, уточнил специалист.

Кроме того, согласно решению местной власти предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также их транспортные средства, здания, сооружения, оборудование и другое имущество могут привлекаться к выполнению мероприятий по локализации и ликвидации эпидемии или вспышки инфекционной болезни Он отметил, что при написании закона, безусловно, выходили из того, что в какой-то области распространение болезни может быть в большей или меньшей степени. Соответственно, на ряду с теми обязательными к выполнению мерами, которые внедрил Кабмин, местные власти могут дополнительно предусмотреть какие-то еще более жесткие ограничения. Но вот о смягчении карантина в законе не сказано, констатировал Хавронюк.

«Если в законе указано, что всем нужно закрыть предприятия и соблюдать самоизоляцию, то в каком-то отдельном городе или области на местном уровне могут принимать решений продолжать работу вопреки решению центральной власти. В таком случае исчезает понятие «государство», – пояснил Николай Хавронюк.

Он уточнил, что органы центральной власти в своих карантинных решениях опираются на разработки МОЗ, международные рекомендации и владеют большей информацией, о которой на местном уровне могут вообще не знать. Поэтому местные власти в таких случаях обязаны подчиняться центральной, чтобы не стало еще хуже.

«Карантин надоел всем. Можно понять желание запустить экономическую деятельность и начать работать. Но с юридической точки зрения в Черкассах местная власть ведет себя неправильно», – подчеркнул эксперт.

Директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ уточнил, что продление карантина, его отмена или смягчение – вопросы центральной власти, которые не нужно передавать на местный уровень.

«Если бы так случилось, например, что в Тернопольской области есть больные, а на всей остальной территории нет, тогда стоило бы рассмотреть вопрос иначе. Однако, если во всех областях есть больные, летальные случаи – нужно покоряться центральной власти. Так делают во всем мире. Франция, США, Испания и другие страны независимо от того, что у них есть условно областное деление, подчиняется решениям центральной власти. В федерациях это, конечно, в меньшей степени проявляется, но в унитарных – в полной», – проанализировал директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк.

Напомним, глава МОЗ Максим Степанов заявил, что чиновники не могут принимать решения, выходить ли конкретному городу с карантина, такие полномочия имеет только Кабмин.

Также мы писали о государственной поддержке во время карантина по пенсиям, налоговым льготам, оплате коммуналки и аренды.

Как штрафуют за нарушение карантина – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: