С начала карантина количество обращений украинцев в центры занятости выросло в 10 раз. Об этом сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль. «Поручил Минэкономики предоставить центрам занятости все инструкции, чтобы ускорить выплату людям помощи по временной безработице. По сравнению с докарантинным периодом количество обращений в соответствующие службы возросло в 10 раз», – сказал премьер-министр Денис Шмыгаль. В комментарии «Слово и дело» эксперт экономических программ Центра Разумкова Владимир Сиденко пояснил, что карантинными мерами власть сама спровоцировала такую ситуацию на рынке труда и предположил, что тенденция будет ухудшаться. В свою очередь, директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко более оптимистичен и уверен, что у правительства есть возможности преодолеть кризис в сфере занятости.
Владимир Сиденко подчеркнул, что кризиса в сфере занятости можно было избежать, если бы власть в вопросе борьбы с коронавирусом ориентировалась не на запреты, а на обнаружение очагов заражения, массовое тестирование и целевую изоляцию.
Эксперт уточнил, что Украина в экономическом плане не была готова к запретным мерам, поскольку в стране нет ни резервов, ни денег. При этом страна выбрала самый простой способ борьбы с инфекцией: все остановить и запретить. Последствия очевидны, и они только в начальной фазе своего развития, отметил Сиденко.
«Тот случай, когда лекарство хуже болезни, точнее лекарство в виде запретных мер оказалось с побочными эффектами. Сокращение зарплат, падение ВВП, рост безработицы – это только начало», – констатировал Владимир Сиденко.
Эксперт экономических программ Центра Разумкова подчеркнул, что у государства нет средств, чтобы содержать или хоть как-то должным образом поддерживать такое количество безработных. Более того, пока непонятно, когда Украина получит транш МВФ и хватит ли даже этих средств, указал экономист.
Владимир Сиденко выразил сомнения по поводу того, что денег, которые предоставит МВФ, хватит для преодоления проблем, поскольку разрыв в бюджете составляет около 300 миллиардов гривен, что больше 10 миллиардов долларов.
На его взгляд, без пересмотра наших выплат по внешним долгам ничего не получится.
«Вторая половина апреля в режиме карантина. О вирусе в Китае было известно еще в январе. Чем занималась власть в Украине все это время? Рассчитывала, что нас не коснется? Почему было не закупить маски, тесты? А теперь мы применяем самые простые меры – запреты», – поделился мнением эксперт.
Экономист при этом назвал очень оптимистичными планы премьера о создании 500 тысяч рабочих мест, поскольку непонятно, кто и как их будет создавать.
«Рабочие места создают предприниматели. Конечно, отдельные секторы можно поднять. Например, компании, которые занимаются интернет-торговлей, службы доставки, экспедиторские компании могут расширить свою сферу деятельности. Но это не компенсирует уровень безработицы. Когда значительное количество украинцев имеет базовые доходы, то в итоге приходится ограничивать растраты. Ограничение растрат – спад экономики и безработица. Не работают предприятия, которые создают на рынке и спрос, и предложение. Поэтому у нас получился двойной шок для экономики, преодолеть который крайне тяжело», – прокомментировал эксперт экономических программ Центра Разумкова Владимир Сиденко.
Директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, в свою очередь, отметил, что уровень безработных в Украине действительно растет, тем более из-за рубежа вернулось много украинцев, которые также считаются безработными. Однако, по мнению аналитика, из кризисной ситуации еще можно выйти, если предпринять определенные меры.
Дорошенко подчеркнул, что перекрыть падения в сфере экономики можно, но не всегда за счет популярных решений. С другой стороны – в сложные времена и такие меры оправданы, добавил он.
Экономист убежден, что уровень безработицы можно снизить только за счет малого бизнеса и микробизнеса, который сейчас страдает больше всех.
«Только за счет этого можно подняться. Во всех странах мира так и делают. Большие налоги эти категории не платят, сами себя обеспечивают и не идут получать пособие от государства. Конечно, нужно стимулировать выдачу кредитов. Главное, чтобы была воля и умения. Все возможно», – резюмировал Алексей Дорошенко.
«Слово и дело» разбиралось, для кого и какие предусмотрены выплаты, каким образом подавать документы и что такое помощь по частичной безработице работодателям.
Ранее мы разбирались, что будет с экономикой Украины после пандемии.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»