Свои говнюки и чужие. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Руди Джулиани сегодня утром улетел из Киева, где проводил беседы с украинскими политиками. The New York Times объясняет эту поездку, как и встречу Джулиани с Юрием Луценко в Будапеште двумя днями раньше, участием личного адвоката и доверенного лица Дональда Трампа в подготовке документального фильма, который разъяснит зрителям суть заговора демократов против американского президента. Фильм выйдет на экраны одного из консервативных каналов во время избирательной кампании и должен будет перебить послевкусие от слушаний по импичменту Трампа и поспособствовать его переизбранию на новый срок.

Украинская тема, как известно, запустила процедуру импичмента. В Украине же Трамп ищет противоядие по подсказке, говорят, Пола Манафорта, большого спеца по нашим нравам, отбывающего срок за собственные нравы, вошедшие в противоречие с американскими законами. Джулиани уже сообщил в Твиттере, что якобы нашел в Киеве доказательства нецелевого распределения пяти миллиардов американской помощи Украине при администрации Обамы.

При том, что обе стороны делают свою работу – демократы изобличают Трампа, а республиканцы изобличают демократов – создается впечатление, что ничего уже не может поменять сложившихся убеждений. Публичные слушания в Конгрессе по импичменту, как показали опросы, ни на что не повлияли, цифры поддержки президента остались прежними. Все, кто хотел, составили себе представление о президенте Трампе в предыдущие годы, и он устраивает около 90% избирателей-республиканцев, их картинка непоколебима, сколько ярких свидетелей его несовершенства ни вызывай.

6 вопросов о (не)реальном импичменте реальному ТрампуНеужели один телефонный разговор стоит импичмента президента самой могущественной страны мира? Шесть вопросов об импичменте Дональду Трампу.

Это обстоятельство удерживает тех конгрессменов и сенаторов из Республиканской партии, которые, может быть, крайне недовольны своим лидером и пошли бы на конфронтацию с ним, но с избирателями ссориться себе дороже. Как ни странно, это сдерживает и демократов в конгрессе, которые решили провести импичмент по короткой процедуре: часть из них одержала победу в округах, где на президентских выборах выиграл Трамп, и кавалерийский наскок на выбор своего электората в 2016 году может навредить переходу на сторону кандидата от демократов в 2020-м, тут требуется деликатный подход.

Но в целом несокрушимость республиканских бастионов, несмотря на все невиданные проделки Дональда Трампа, не может не поражать и не озадачивать. Может, это действительно специфика его избирателей?

В этой связи указывают на двух конгрессменов-республиканцев, Криса Коллинза от штата Нью-Йорк и Данкина Хантера от Калифорнии, которые первыми поддержали кандидатуру Трампа в 2016 году, когда еще партийное руководство чесало в затылке, что делать с этим сюрпризом, выносящим на праймериз заслуженных политиков. Один из них, Хантер, позже прямо скажет о Трампе классическое: «Он, конечно, говнюк, но это наш говнюк». Так вот, оба конгрессмена, первыми почуявшие в Трампе своего, спустя некоторое время стали объектами уголовных расследований.

Крис Коллинз, один из самых богатых членов нижней палаты, использовал в личных целях инсайдерскую информацию: сбросил акции неблагополучной компании, в правление которой он входил, до того, как публике стало известно о ее проблемах. В Америке за такое больно наказывают. Данкина Хантера поймали на том, что он распоряжался избирательным фондом, как своим кошельком, оплачивая из него туристические поездки, услуги врачей, продукты и подарки. Особенную славу Хантеру принесло то, что он прокатил за деньги избирателей на самолете домашнего питомца-кролика, списал на подарки раненым ветеранам покупку себе шортов для гольфа и оплатил расходы на «личные отношения» с пятью женщинами, помимо жены.

Удивительно, однако, не это, а то, что уже после того, как факты уголовных расследований стали широко известны, и Коллинз, и Хантер сумели еще раз переизбраться у себя на округах на промежуточных выборах в ноябре 2018 года. Сделать это было не так просто, как до этого, разрывы с конкурентами-демократами сократились, но верное ядро избирателей поддержало своих неправильных парней. Правда, спустя год обоим пришлось под давлением улик признать свою вину и распрощаться с местом в Конгрессе. Параллели со скандалами, которые сопровождают Трампа, прямые: недаром сейчас часто вспоминают фразу, брошенную им в разгар кампании: «Я выйду на Пятую авеню, пристрелю кого-то, и не потеряю голоса». Ведь практически стреляет – и не теряет. Исход президентской кампании 2020 года далеко не предрешен.

История со своими, которым прощается все, и чужими, которым вменяется что угодно, убивающая всякий смысл политической ответственности, прекрасно знакома и украинским избирателям. Правда, Украина и не среди флагманов глобальной демократии, последствия несоизмеримы. Нехорошая тенденция, между тем, налицо. Кто знает, во что она разрастется с годами.

Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: