Продавать ли землю иностранцам: подводные камни и возможности для украинцев

Читати українською
Анатолий Мирошниченкопрофессор кафедры аграрного и земельного права

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что после запланированного на 2020 год запуска рынка земли право продавать и покупать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании. «Принято решение: между первым и вторым чтением (законопроекта об обращении сельхозземель. – ред.) в существующий проект закона будут внесены поправки, согласно которым право продавать и покупать землю будут иметь только украинские граждане и украинские компании, основанные исключительно украинскими гражданами. Компании, которые имеют среди учредителей иностранцев, получат право покупать украинские земли только в случае, если на это дано согласие народа Украины на всеукраинском референдуме», – рассказал президент в видеообращении.

В тонкостях земельного вопроса «Слово и Дело» разобралось с профессором кафедры земельного и аграрного права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, старшим партнером Юридической группы EUCON Анатолием Мирошниченко.

Юрист обратил внимание, что, если понимать видеообращение президента Зеленского буквально, речь о том, что не конечными бенефициарами юридических лиц, а именно их учредителями должны быть граждане Украины.

«Итак, цепочка, которая ведет к бенефициарам заканчивается там, где и начинается – на учредителях, то есть физлицах, у которых «бенефициаров» быть не может», – пояснил эксперт.

Впрочем, по словам юриста, многое будет зависеть от того, как сформулируют поправки, о которых сказал президент, а также от практики применения закона.

«Прежде всего это касается случаев, когда после покупки земли юридическим лицом, отвечающим прописанным в законе условиям относительно основателей – граждан Украины, доля в уставном капитале будет отчуждаться иностранному гражданину или иностранному юридическому лицу. По состоянию на сегодня каких-то негативных последствий такой ситуации закон прямо не предусматривает. Однако юридические риски в этом случае есть, поскольку не исключено, что отчуждение доли в уставном капитале будет рассматриваться как нарушение закона, что повлечет недействительность соответствующей сделки», – рассказал Мирошниченко.

Рынок земли: юрист объяснил, что Зеленский предлагает изменить в законопроекте о продаже землиПредложенные Зеленским изменения в законопроект об обороте земель с/х назначения исключают продажу земли иностранцам.

Однако возможен вариант, когда суды будут относиться к отчуждению доли либерально, предположил эксперт. В таком случае ограничение будет достаточно просто обойти. «Конечно, пока рано делать выводы о том, как будет работать закон. Однако в целом в таких ограничениях не вижу никакого смысла», – добавил Мирошниченко.

На его взгляд, перекрытие доступа к рынку сельхозземель иностранцам – это ничто иное, как ограничение на иностранное инвестирование, что очевидно вредит экономике.

Эксперт обратил внимание на протесты фермеров, которые выступают против разрешения покупки земли иностранцами.

«Фактически словом «фермеры» наши СМИ обозначают сельхозпроизводителей, которые с «фермерством» в установившемся смысле (как семейным хозяйством) ничего общего не имеют. Большинство из протестующих – владельцы или работники предприятий, имеющие земельные банки в несколько тысяч гектаров. Конечно, они против того, чтобы на рынок земель пришел иностранный капитал. В таком случае они проигрывают. Речь идет о десятках тысяч владельцев существующих хозяйств. Однако выигрывают владельцы земельных паев, которых около 7 млн человек и которые смогут продать свою землю по более высокой цене, выигрывает экономика в целом. Инвестиции – всегда хорошо, а в данном случае они будут не только в виде денег, но и экспертизы, агротехнологий, навыков организации производства. Наличие дополнительных инвестиций позволит повысить эффективность использования земель, а это высокие зарплаты, большие объемы уплаченных налогов», – прокомментировал юрист.

Мирошниченко также уточнил, что иностранцы в любом случае не смогут заменить всех фермеров, это будет сравнительно небольшое количество случаев. Об этом свидетельствует существующая ситуация, когда иностранный капитал представлен на рынке аренды земель сельскохозяйственного назначения, но не играет на нем решающей роли.

По его мнению, если вместо владельца сельхозпредприятия-украинца в каких-то случаях таким владельцем будет иностранный гражданин, в масштабах государства никакого вреда не будет.

Он напомнил, что первый раз «Криворожсталь» продали украинским инвесторам, а во второй – иностранным, а разница была в несколько миллиардов долларов. Именно во столько обошелся государству псевдопатриотизм. С землей сейчас предлагают сделать то же, масштабировав ситуацию с «Криворожсталью» на миллионы отдельных ситуаций с земельными участками сельскохозяйственного назначения, пояснил Анатолий Мирошниченко.

Он также негативно оценил предложения президента выносить земельный вопрос на референдум.

«Если 2 + 2 = 4, то не нужно уточнять результат на референдуме. Законы экономики от этого не изменятся. Почему не вынести тогда еще один вопрос на референдум? Например, не хочет ли народ, чтобы минимальная арендная плата была в 10 000 гривен за гектар? Народ вполне может поддержать эту идею, которая вряд ли понравится сегодняшним инициаторам референдума – сельскохозяйственным предприятиям-арендаторам. В эту игру (популизм) можно играть и «вдвоем», однако в конечном счете, в проигрыше будет экономика и общество в целом», – отметил юрист.

Мирошниченко напомнил, что история знает примеры, когда много негативных вещей находили поддержку на референдуме. Были и примеры чрезвычайной изменчивости в настроениях населения.

Референдум о продаже земли иностранцам: реальный выход или способ власти подыграть украинцамЗеленский хочет провести референдум о продаже земли иностранцам. Насколько этот вопрос в компетенции народа?

«Менее чем за год до того, как народ Украины в декабре 1991 года подавляющим большинством (90,32%) поддержал Акт провозглашения независимости, в марте того же года население УССР большинством в 71,3% голосов высказалось за сохранение СССР», – напомнил он.

По словам юриста, этот пример показывает, насколько несовершенным инструментом для принятия важных решений является референдум. Тем более, с большой осторожностью следует относиться к референдуму в случаях, когда речь идет об экономических вопросах, уточнил Мирошниченко.

«В данном случае приходится констатировать, что идея проведения референдума, к сожалению, прикрывает отсутствие политической воли к осуществлению непопулярной, но очень нужной для государства земельной реформы в ее оптимальном, либеральном варианте», – резюмировал Анатолий Мирошниченко.

Напомним, Владимир Зеленский пообещал, что в 2019 году будет решен вопрос о снятии моратория на землю, если в сентябре уже будет сформировано правительство.

Ранее, юрист пояснил, что Зеленский предлагает изменить в законопроекте о продаже земли.

Также «Слово и Дело» спросило эксперта по конституционному праву Александра Москалюка, нужно ли обязательно проводить референдум о продаже земли и насколько это соответствует Конституции.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: