Рынок земли: юрист объяснил, что Зеленский предлагает изменить в законопроекте о продаже земли

Читати українською
Предложенные Зеленским изменения в законопроект об обороте земель с/х назначения исключают продажу земли иностранцам.

Президент Владимир Зеленский заявил, что вопрос продажи земли иностранцам будет решаться на референдуме. Какой рынок земли хотят ввести «Слуги народа» и какие изменения в соответствующий законопроект предложил президент Зеленский, «Слово и Дело» спросило у младшего юриста Юридической группы EUCON Виталия Панчика.

Зеленский обратился к украинцам с очередным видеороликом, где объяснил, что в законопроект о рынке земли, который находится в Верховной раде, должны внести изменения, не дающие возможности иностранцам покупать украинскую землю сельскохозяйственного назначения.

«К анонсированным президентом изменениям в законопроекте N 2178-10 предлагалось, что приобретателями земли с/х назначения могли быть государство, территориальные общины, граждане Украины и юридические лица, созданные согласно украинскому законодательству (в том числе с иностранным капиталом). Таким образом, иностранцы могли бы покупать землю сельскохозяйственного назначения путем создания в Украине юридического лица, но только с 1 января 2024 года. Если в законопроект будет внесена поправка, анонсированная президентом, то пункт о юридических лицах будет отредактирован таким образом, чтобы покупать землю с/х назначения могли только предприятия, конечными бенефициарными владельцами которых являются исключительно украинские граждане», – пояснил Виталий Панчик.

По его мнению, недопуск иностранцев к покупке земли с/х назначения будет ограничением, которое при отсутствии должной конкуренции на рынке не позволит сформировать справедливую рыночную цену на землю в Украине.

Референдум о продаже земли иностранцам: реальный выход или способ власти подыграть украинцамЗеленский хочет провести референдум о продаже земли иностранцам. Насколько этот вопрос в компетенции народа?

По словам президента, право приобретать землю иностранцам должен предоставить украинский народ путем референдума, однако как отметил Виталий Панчик, вряд ли украинцы поддержат такое предложение, исходя из актуальных социологических опросов.

«Вынесение такого вопроса на референдум нецелесообразно. Создается впечатление, что президент пытается переложить ответственность за проведение реформы на народ. Так, закрытие доступа иностранцам к обращению земли в Украине подрывает одну из основных идей земельной реформы – предоставление права владельцам паев продать землю по справедливой рыночной цене», – отметил он.

Относительно предложенного в законопроекте ограничения по количеству земель в одни руки, то по мнению юриста, такие лимиты тоже являются необоснованными, поскольку даже самые крупные агрохолдинги страны сейчас не имеют столько земли в аренде.

«Концентрация земли в собственности предлагается на уровне 35% земель с/х назначения на уровне объединенной территориальной общины, 8% – на уровне области и 0,5% – на уровне страны. Земельный банк одного из крупнейших в Украине землепользователей «Кернел» составляет примерно 550 тыс. га. В среднем по области концентрация земель в пользовании этого агрохолдинга не превышает 4%», – отметил юрист.

Следить за соблюдением лимитов должны будут нотариусы. При удостоверении сделок по отчуждению земельных участков с/х назначения они будут проверять покупателей земли на предмет соблюдения лимитов земли, которые могу быть у одного бенефициарного владельца, с использованием сведений Государственного земельного кадастра, Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, Государственного реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований и т.д.). Однако на практике такие ограничения можно обойти, в частности, путем продажи корпоративных прав юридических лиц.

Сейчас крупные агрохолдинги арендуют землю, в частности у владельцев паев (договоры аренды заключаются на срок до 49 лет). По словам Виталия Панчика, большие агропредприятия готовятся выкупать землю, пользуясь преимущественным правом такого выкупа (которое для них предусмотрено законопроектом).

Однако агрохолдинги интересуют только крупные сплошные массивы земель, которые экономически целесообразно обрабатывать большой с/х техникой, в то же время для них существует риск, что в условиях конкуренции выкупить все арендованные ими земли сразу не получится. При этом после окончания договоров аренды, крупные предприятия получат так называемую «шахматку», которую обрабатывать большой техникой будет убыточно. «Говорить о дальнейшей экспансии агрохолдингов тем более не стоит», – отметил юрист.

Поэтому от открытия рынка земли в первую очередь, по убеждению Панчика, выигрывают средние и малые фермеры, которые даже в условиях конкуренции смогут покупать сравнительно небольшие земельные массивы (до 200 га). Такие размеры оптимальны, например для органического производства с/х продукции. Здесь важную роль для фермеров, конечно, сыграет дешевое кредитование (в проекте бюджета на 2020 год заложено 4,4 млрд гривен на финансовую поддержку малых и средних фермеров).

Ранее мы писали, что большинство украинцев против открытия рынка земли. Кому выгодна такая модель, «Слово и Дело» разбиралось с экспертом.

Также мы изучали, что будет с паями крестьян, как поведут себя агрохолдинги и кто больше всех выиграет от открытия рынка земли.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: