Сорвать маски: рынок земли, как зеркало украинских политических элит

Читати українською
Богдан Машайжурналист

До 1 октября разработать и принять законопроект о рынке земли, до 1 декабря отменить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Такие задачи поручил правительству и парламенту Владимир Зеленский. Политики-оппоненты президента привычно принялись пугать граждан старой байкой об американцах, китайцах и даже россиянах, которые обязательно, (правда, непонятно с какой стати,) сначала за бесценок скупят, а затем истощат плодородные черноземы. Экономисты приветствуют инициативу, впрочем, советуют не торопиться и подробно проработать все необходимые правовые и экономические механизмы. История создания рынка земли в Украине — документальный рассказ о лицемерии украинских политических элит. Поставит ли в нем точку Владимир Зеленский?

Первые частные землевладельцы появились в Украине в период демонтажа советской модели экономики. В 1995 году колхозники получили право на долю угодий (без определения конкретных границ участков), находящихся в фондах коллективных сельхозпредприятий (КСП). В 1999 году второй президент Леонид Кучма издал указ о ликвидации КСП путем распределения имущества колхозов между их членами. Таким образом, 6,9 миллионов граждан получили акты собственности на 27,7 миллионов гектаров земли в целом. На паи разделили 64% всего земельного фонда страны. В 2001 году Верховная рада, преимущественно голосами коммунистов, ввела временный мораторий на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения. Действие запрета с того времени парламент продливал 9 раз. Обоснование каждый раз одно и то же: необходимо время, чтобы подготовить правовую базу для создания цивилизованного рынка земли.

Зеленский хочет открыть рынок земли: что обещали нардепы, которые снова прошли в РадуВладимир Зеленский планирует уже в 2020 году запустить рынок земли. Слово и Дело собрало, что обещали депутаты восьмого созыва, которые прошли в новую Раду.

После Кучмы необходимость отмены моратория декларировал президент Виктор Ющенко лично и «оранжевая» команда в целом. Гарант-беглец Виктор Янукович прогнозировал отмену запрета на продажу земли до конца 2012 года. Впрочем, мораторий продолжил действовать и до 2014-го, когда на волне Революции достоинства к власти пришел Петр Порошенко. 5-й президент, как и его предшественники, публично выступал за открытие рынка земли, но в течение его каденции парламент трижды продолжал действие моратория. В последний раз – до конца 2020 года. Справедливости ради стоит отметить, что Кучма и Ющенко пытались наложить вето на решение депутатов, но в сессионном зале всегда находилось больше 338 голосов для его преодоления.

Таким образом, ограничение прав землевладельцев было консенсусом всех правящих элит независимой Украины. При этом не имело значения, ориентировались они на Европу или Азию. С одной стороны, политики декларировали развитие правового европейского государства, с другой – сознательно десятилетиями пролонгировали действие закона, который прямо нарушает Конституцию. Основной закон Украины гарантирует право граждан свободно распоряжаться своей собственностью, которое вопреки юридическим нормам в 2001 году было ограничено обычным законодательным актом, а не решением суда.

Постоянное продление действия моратория также как нельзя лучше иллюстрирует двойную мораль и в экономических вопросах, которую всегда проявлял украинский политический класс. На протяжении всей независимости депутаты в Верховной раде и министры в правительстве заявляли о необходимости перехода от сырьевой к инновационной рыночной экономике, один из признаков которой – прозрачный рынок земли. Впрочем, существование моратория скорее свидетельствовало о стремлении элит обогащаться лично за счет монополизации ресурсов агросектора в руках ограниченного круга латифундистов (которое присуще для постсоветских стран). Несмотря на введение в 2001 году запрета на отчуждение паев, рынок сельхозземель в Украине продолжил работать в тени. На практике запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения содействовал возникновению десятков запутанных схем аренды, рейдерству, истощению почв, сдерживанию роста малого и среднего фермерства. То, что «верхи» на протяжении почти 20 лет так и не смогли решить эти проблемы, может означать только одно – они были заинтересованы в таком положении вещей.

Низкие арендные ставки на угодья из-за отсутствия прозрачного рынка позволили крупным агрохолдингам генерировать сверхприбыли. Со временем они стали «инвестировать» их в популистов с депутатскими мандатами. Особый цинизм в том, что отстаивая необходимость продления моратория, такие депутаты апеллировали к общественному мнению, которое сами же навязывали через СМИ. Мол, соцопросы показывают, что большинство украинцев выступает против продажи земли. Но сегодня они лишены и этого аргумента. Согласно данным исследования фонда «Демократические инициативы», 50,4% граждан на всей территории страны убеждены, что владельцы земель должны иметь право их продать. Кардинально противоположную позицию имеют 33,2% опрошенных (еще 4 года назад их было больше – 50,4%). Украинцы готовы стать законными хозяевами на своей земле. Вопрос в том, готова ли «зеленая» власть, в конце концов, предоставить им это гарантированное Конституцией право.

Богдан Машай, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: