Верховная Рада поддержала все три представления генерального прокурора Руслана Рябошапки на народного депутата Ярослава Дубневича. Руководитель Генпрокуратуры просил парламент предоставить разрешение на привлечение нардепа к уголовной ответственности, его задержание и арест. После положительного решения депутатов детективы НАБУ и прокуроры САП наконец смогут провести хоть какие-то следственные действия по Дубневичу и вручить ему подозрение, потому что раньше без разрешения ВР делать этого было нельзя. Что же будет дальше и в чем подозревают политика?
В чем именно подозревают Ярослава Дубневича?
Ярослава Дубневича подозревают в организации схемы по завладению средствами ПАО «Укрзализныця». Мол, он, как глава транспортного комитета Верховной рады, был проинформирован о состоянии дел в УЗ и имел некоторое влияние на должностных лиц предприятия.
По данным следствия, в 2015 году Дубневич придумал схему, согласно которой тендер по закупке стрелочных переводов по завышенным ценам филиала «Центр обеспечения производства» УЗ должна выиграть фирма «Арго». К своему плану он привлек первого заместителя начальника этого филиала УЗ Эдуарда Пушкаренко, который ранее был его помощником на общественных началах и имеет влияние на деятельность предприятия УЗ для выполнения схемы. Также Дубневич обратился к гендиректору Днепропетровского стрелочного завода Сергею Тараненко, который тоже был его помощником.
Задачей Пушкаренко было обеспечение тендерной документации с заранее определенной ценой для победы фирмы «Арго» на торгах. В свою очередь, Пушкаренко дал указания подчиненным работникам филиала Татьяне Клепак, Андрею Степаненко и Оксане Захаревич для подготовки соответствующих документов.
В конце 2015 года филиал УЗ объявил тендер на закупку стрелочной продукции со стоимостью 562 млн грн. В нем приняли участие уже упомянутая фирма «Арго» и ООО «АКБ Тяжмашкомплект». Первая фирма была подконтрольной Пушкаренко через ее директора Антона Шевченко (первый предоставляет второму непосредственные указания). Зато «АКБ Тяжмашкомплект», которая контролировалась хорошими знакомыми Пушкаренко, играла роль технического конкурента. Впрочем, как и планировалось, компания «Арго» стала победителем тендера.
Однако, для того, чтобы тендер состоялся, необходимо было приобрести указанную стрелочную продукцию, поскольку фирма «Арго» не является ее производителем. Поэтому Дубневич дал указание Тараненко, как гендиректору Днепропетровского стрелочного завода, чтобы тот подготовил необходимые документы и продал ООО «Арго» стрелочные переводы через посредника – ООО «Корпорация КРТ», конечным владельцем которого является сам Дубневич.
Так, стрелочный завод продал товар фирме «Корпорация КРТ» за 525,9 млн грн, а та продала его уже ООО «Арго» по 631,4 млн грн. То есть на 20% дороже. После этого компания «Арго» продала стрелочные переводы филиалу «Центр обеспечения производства» УЗ за 637,9 млн грн. То есть фактически государство могло закупить стрелочную продукцию напрямую у Днепропетровского стрелочного завода, не переплачивая фирмам-«прокладкам».
Сколько длится досудебная история?
Дело по всем этим фактам детективы НАБУ возбудили еще в 2017 году. Уже через два года – 2019-го – восьми лицам было сообщено о подозрении. Среди них упомянутые выше Пушкаренко, Тараненко и трое работников филиала УЗ. Также подозреваемыми по делу стали первый заместитель Тараненко Валерий Крячко, директор фирмы «Арго» Антон Шевченко и директор «Корпорация КРТ» Олег Мисенг. Однако их дело расследовали отдельно, потому что для привлечения к ответственности подозреваемого организатора Ярослава Дубневича необходимо было согласие Рады, ведь он на тот момент уже был членом украинского парламента и на него распространялось действие иммунитета.
По делу о восьми подозреваемых следствие уже завершено. Вскоре обвинительный акт должны направить в Высший антикоррупционный суд.
Почему неприкосновенность с Дубневича не сняли раньше?
НАБУ и САП трижды инициировали представление о снятии неприкосновенности с Ярослава Дубневича в Верховную Раду. Однако сначала представление должно согласовать генеральный прокурор. Предшественник Руслана Рябошапки Юрий Луценко трижды возвращал документы в НАБУ и САП якобы для доработки. Первое представление САП было направлено в конце 2018-го – начале 2019 года. Его Генпрокуратура забраковала. Вторая попытка САП состоялась в феврале 2019 года, однако ГПУ тоже вернула документ на доработку. Третья попытка была в мае, которая также была безуспешная. Однако, как подтвердил во время заседания регламентного комитета сам нардеп Дубневич, текст представления фактически не менялся.
Дальнейшие варианты развития событий?
Дело Дубневича направят в суд. Нардепу уже вручили подозрение. После этого НАБУ и САП обратятся в Высший антикоррупционный суд с ходатайством о взятии его под стражу с альтернативой залога. Суд определит ему меру пресечения, а тем временем следствие по нему продолжится. С сегодняшнего дня у нардепа можно проводить обыски и изымать необходимые следствию вещи. После завершения следствия дело должны направить в суд.
Дело Дубневича закроют. После выяснения всех обстоятельств дела, обысков у нардепа, экспертизы мобильного телефона и носителей информации, могут выясниться новые обстоятельства, которые станут основанием для прекращения производства. Однако это маловероятно, поскольку дело в отношении соучастников планируют отправить в суд, а Дубневич в ней считается организатором.
Окончательную точку в деле поставит суд.
Что может помешать довести дело до конца?
Дело могут не довести до конца в случае отсутствия прямых доказательств причастности Дубневича к правонарушению. Однако некоторые негласные следственные (розыскные) действия, а именно прослушивания телефонов фигурантов, подтверждает, что Дубневич причастен к этому делу. По словам экс-помощника нардепа – Пушкаренко, именно с ним необходимо согласовать ряд действий.
НАБУ также расследует факты возможного покушения на завладение средствами филиала УЗ теми же лицами, поскольку соглашение, которое заключили между филиалом УЗ и ООО «Арго», предусматривало пролонгации. Его должны продлить еще на 20% товара, который приобрели бы по завышенным ценам. Детективы зафиксировали разговоры Тараненко, Пушкаренко и других лиц, при которых они постоянно упоминали фамилию Дубневича или его имя.
Поэтому вряд ли кто-то осмелится закрыть дело уже после вручения подозрения нардепу. Окончательную точку в этой истории поставит уже Высший антикоррупционный суд. Но раньше, чем в 2020 году, этого ждать не стоит, даже если следствие будет продвигаться бешеными темпами. Томов в деле множество: прочитать все до нового года адвокаты физически не успеют.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»