Штепа против Украины: когда очень хочется, но нет доказательств

Читати українською
Александр Павличенкоэксперт Харьковской правозащитной группы

Харьковские суды на протяжении 3 лет регулярно продлевали арест Неле Штепе, фактически не имея на то правовых оснований. За это государство заплатит более 100 тысяч гривен в качестве морального ущерба женщине, которую подозревают в сепаратизме и терроризме. Так решил Европейский суд по правам человека.

Неля Штепа прославилась на всю Украину тем, что летом 2014 года на митинге в центре Славянска (Донецкая область) фактически поддержала захват государственных и административных зданий боевиками так называемой «ДНР».

В Украине ее заявления о том, что в город пришли «не какие-то там «бандеровцы», а наши российские парни» расценили, как посягательство на территориальную целостность Украины, а также создание или финансирование террористических организаций. Буквально через несколько дней после выступления Штепу задержали.

Санкции, розыск, уголовные производства: кого из чиновников режима Януковича больше не преследуютЧтобы не путаться, мы собрали воедино все данные о том, кого из чиновников режима Януковича уже не ищут, с кого сняли санкции, а в отношении кого остановили уголовные производства.

В следственном изоляторе Неля Штепа пробыла более трех лет. Разные суды постоянно продлевали ей меру пресечения в виде содержания под стражей. Лишь в сентябре 2017 года служители Фемиды выпустили ее под домашний арест.

Адвокаты Штепы решили, что суд необоснованно так долго содержал ее «в темнице» и обжаловали действия украинских судов в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). В четверг, 24 октября, Европейский суд принял решение, согласно которым признал нарушение прав подозреваемой в сепаратизме и обязал Украину выплатить ей 2600 евро в качестве морального ущерба и 1000 евро судебного сбора.

О чем может свидетельствовать такое решение, нужно ли ставить под сомнение компетентность украинских правоохранительной и судебной систем и не посыплются ли аналогичные жалобы в европейские суды от прочих сепаратистов и террористов, «Слово и дело» поинтересовалось у эксперта Харьковской правозащитной группы Александра Павличенко.

«Ситуация связана с нарушением статьи 5 Конвенции о защите прав человека, согласно которой ее арест был длительным и неоправданным. Это та ситуация, когда суд продлевает меру пресечения в виде содержания под стражей без должного анализа и изучения ситуации. Фактически все обвинения в адрес Штепы строились только на видеоролике с ее выступлением, без должного обоснования», – пояснил эксперт.

Также ЕСПЧ усмотрел нарушение статьи 6 Конвенции, согласно которой срок задержания экс-мэра Славянска, был необоснованно длительным.

«К сожалению, часто так бывает, что суды продлевают меру пресечения, должным образом не изучив материалы дела… Не было решения, что она виновата. Это именно так ситуация, когда очень хочется, но прямых доказательств вины и аргументированных объяснений нет. Это именно тот случай, когда рано или поздно дело дойдет до ЕСПЧ», – прокомментировал эксперт.

По его словам, таких ситуаций в Украине очень много. Бывают случаи, когда во время досудебного расследования и, собственно, судебного процесса, в ожидании приговора люди сидят в СИЗО от 3 до 5 лет.

Что касается Нели Штепы, то перед тем, как избирать ей столь серьезную меру пресечения, как содержание под стражей, а не домашний арест или личные обязательства, суд также не учел много нюансов. Например, ее личность или мотивы ее поступка.

«Была информация о том, что ее близкие родственники в тот момент (захват сепаратистами Славянска – авт.) находились под арестом, сама она сидела в подвалах у боевиков. Суд не изучил обстоятельства, может быть, ее вынудили это сделать. Аналогичная ситуация с нашими военнопленными, которые под давлением боевиков или российских военных были вынуждены что-то заявлять на камеру», – отметил эксперт.

Кроме того, Александр Павличенко уточнил, что в таких ситуациях вся ответственность лежит на судах, но по факту никакого наказания за подобные инциденты они не понесут.

Ранее мы писали о самых известных производствах за посягательство на целостность Украины.

Также мы разбирались, кого из чиновников режима Януковича больше не преследуют, а кто до сих пор под санкциями или в розыске.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: