На усмотрение избирателей: о последствиях изменений в госфинансировании партий

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Почти 4 года просуществовал в неизменном виде закон о государственном финансировании партий. Начиная с июля 2016-го деньги на развитие партийных структур из государственного бюджета могли получить парламентские партии, которые на тот момент уже имели свои фракции в Верховной раде и, согласно избирательному законодательству, преодолели 5% избирательного барьера.

Уже с начала работы нового созыва парламента получили право иметь государственное финансирование не только парламентские партии, но и внепарламентские, правда, если за них проголосовало не менее 2% избирателей.

Получив всю полноту власти в парламенте, новая политическая команда президента Владимира Зеленского решила существенно видоизменить закон о государственном финансировании партий. Основных новаций две: отмена финансирования партий, которые не преодолели 5% барьера и не попали в парламент, а также уменьшение объема финансирования для уже парламентских политических сил.

Каковы последствия для политической системы без изменения в закон о государственном финансировании? Справедливо ли было ограничивать финансирование для внепарламентских партий?

Действительно ли мы сэкономим средства?

Одной из причин, почему было ограничено государственное финансирование политических партий, является необходимость более рационального использования государственных средств. На государственное финансирование в этом году выделено более полумиллиарда гривен из бюджета, а по результатам выборов эти средства должны были распределиться между 11 партиями.

Выборы-2019: сколько средств из госбюджета получат партии, преодолевшие 2%Слуга народа будет получать из бюджета около 537 млн гривен, Оппозиционная платформа – 141 млн гривен.

Так, двухпроцентный барьер на внеочередных парламентских выборах 21 июля преодолели 11 партий: «Слуга народа», «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Батькивщина», «Европейская Солидарность», «Голос», Радикальная партия, «Сила и честь», «Оппозиционный блок», «Украинская стратегия Гройсмана», ВО «Свобода» и «Партия Шария». Правда, к новому созыву Верховной рады вошли только первые пять перечисленных партий, преодолевших 5% барьер.

Количество денег, которые получает каждая партия, рассчитывается по специальной формуле, в которую команда «Слуги народа» также внесла изменения. Ранее распределение происходило так: общее количество участников выборов умножали на 0,02% от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января текущего года. Сейчас коэффициент с 0,02% был снижен до 0,01%. Насколько экономным для государственного бюджета будет это решение, покажут дальнейшие расчеты и отчеты НАПК. Впрочем, эксперты посчитали, что всего за 5 последующих лет (если парламент «проживет» всю свою каденцию) бюджет на примененных правках в закон о госфинансировании партий сэкономит около 5 миллиардов гривен.

Можно ли считать, что эти средства наше государство эффективнее потратит на другие направления? Неизвестно. Впрочем однозначно понятно, что часть из этих средств точно могла бы помочь установлению цивилизованной системы отношений в партийной жизни государства. То есть партии должны создаваться и функционировать для выполнения общественно важных задач, а не быть инструментами в руках партийных лидеров и их спонсоров. И если в планах установление избирательной системы на пропорциональной основе с открытыми избирательными списками, именно партиям должна отводиться основная роль «доноров» качественных законодателей и эффективных исполнителей.

Феномены украинской партийной системы

Интересно и то, что новая власть в полной мере не отменила закон о государственном финансировании партий. Сам документ и в дальнейшем будет функционировать, однако с существенными изменениями. Очевидно, у команды «Слуги народа» сработал механизм самосохранения, ведь в далеком 2015 году этот законопроект входил в пакет так называемых «безвизовых», то есть он принимался по рекомендациям ЕС и нужен был для получения Украиной безвизового режима.

Партиям возместили расходы на избирательную кампанию: суммы выплатвозмещены расходы партий, связанные с финансированием их предвыборной агитации на выборах, на общую сумму 467 327 638,83 грн.

Государство получило возможность наблюдать за деятельностью партий через отчеты в НАПК, а сама деятельность партий должна была стать публичной и подотчетной общественности. По мнению противников госфинансирования партий в новой Верховной раде, именно неудовлетворительная работа Нацагентства по предупреждению коррупции является еще одной причиной неэффективного выполнения закона и расходования партиями средств. Мол, закон вообще не работает. Партии получают деньги как из госбюджета, так и из неизвестных источников, например, от фиктивных доноров.

К тому же, стоит обратить внимание на сам феномен возникновения и функционирования партий в Украине. Та же партия «Слуга народа» как бренд возникла совсем недавно, однако получила бешеную популярность именно из-за образа главного персонажа одноименного фильма, которого сыграл уже действующий ныне президент Владимир Зеленский. «Слуга народа», действительно, не финансировалась из госбюджета на развитие и при этом получила наибольшую поддержку среди избирателей.

Тогда как фаворитка прошлых парламентских выборов – партия «Народный фронт» – при финансировании из госбюджета окончательно угасла как политический субъект. И это при том, что несмотря на низкий рейтинг, партия тратила большие средства на рекламу, но подобные действия не имели никакого положительного эффекта для восстановления рейтингов политсилы.

Еще один интересный феномен – должна ли финансироваться государством «Партия Шария», которая без партийной структуры и фактических ячеек получила более 2% голосов избирателей и до внесения поправок в закон должна была получать деньги из бюджета. При этом всем хорошо известна антиукраинская риторика и позиция главного идеолога этой политической силы.

Конечно, в нынешних условиях Украины, находясь в состоянии гибридной войны с Россией, ведя реальные боевые действия на своей территории, должна тщательно относиться к своей национальной безопасности. И в том числе выстроить четкие предохранители от любых возможностей проведения антигосударственной политики через партийную деятельность. Как минимум сделать ее невозможной в легальной плоскости.

Как следует улучшить закон?

Закон о госфинансировании партий, как и любой нормативно-правовой акт, имеет определенные недостатки и особенности.

Шарий получит деньги из бюджета. Что делать с госфинансированием партий?Государственное финансирование по итогам досрочных выборов в Верховную раду получат 11 политических партий.

Одна из главных проблем – в законе четко не определено, на какие именно нужды партия может тратить государственные средства. Предложенная формулировка «уставная деятельность» может трактоваться слишком произвольно. Закон запрещает тратить средства на предвыборную агитацию, и одновременно дает возможность частично компенсировать затраты на агитационную кампанию для тех политических партий, которые прошли в парламент.

Как показывает анализ расходов партий на свою деятельность, большая часть идет на зарплаты и аренду помещений, достаточно существенная часть – на пропаганду. При этом избиратели хорошо понимают, что одними средствами из госбюджета партии не ограничиваются в своей предвыборной деятельности.

Наиболее рациональным было бы ввести на законодательном уровне две вещи. Во-первых, в законе «О политических партиях» четко определить направления, которые должны финансироваться из госбюджета. Во-вторых, нужно существенно ограничить возможности для использования медиа и рекламы во время избирательной кампании. Этот шаг будет стимулировать партии к развитию ячеек и более честной политической конкуренции. И это, действительно, позволит им стать движущими силами общества.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: